Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.
Траулеры теснили маленькие суда кустарей, рвали сети, опустошая морские глубины. В 1926 г. в целях предупреждения недоразумений Мурманский губисполком установил на Восточном Мурмане 3-мильную прибрежную зону, в которой разрешалось заниматься только кустарным промыслом70. Однако это постановление часто не соблюдалось, что вызывало нарекания со стороны поморов. Проводившееся в конце 20-х гг. административно-территориальное ре формирование, направленное на усиление регулирующего и направляющего влияния органов местной власти за счет укрепления их связи с центром уже не могло не учитывать этой данности, сохранив за мурманской идентично стью единую систему управления. Изменялось лишь положение в вертикали власти: в 1927 г., с ликвидацией Мурманской губернии, ее территория включалась в состав Ленинградской области в качестве Мурманского округа. В условиях, когда оппозиционный дух Ленинграда был сломлен устранением деятелей, входивших в группу «новой оппозиции», была сделана ставка на то, что новое политическое руководство во главе с СМ. Кировым, используя возможности ленинградской промышленности и весь интеллектуальный по тенциал города, сумеет заметно ускорить развитие производительных сил на значительной территории Европейского Севера. Мурманские власти неоднозначно рассматривали целесообразность включения Кольского Севера в состав Ленинградской области, территория которой была весьма значительна и неоднородна. В феврале 1929 г. предсе датель Мурманского окрплана Я.П. Дроздов на П съезде окружном съезде Советов напомнил Ленинградскому облисполкому, чтобы его интересы «не заслоняли интересов местного окружного хозяйства»71. Последнее предупре ждение приобретало особую значимость в связи с предпринимавшимися по пытками подчинить Мурманский порт конкурирующему Ленинградскому порту. Эта политика настолько угрожала благополучию мурманского транс портного направления, что Москва после двухлетнего эксперимента (1930-1932 гг.) была вынуждена пересмотреть этот вопрос, оставив мурманский транспортный узел под своим контролем"72. Успехи проводимых с начала 1920-х гг. геологоразведочных работ, по зволив обнаружить на Кольском Севере большие залежи полезных ископаемых, обеспечили превращение его в центр горнорудного производства. Так, в Хибинах на основе открытых академиком А.Е. Ферсманом месторождений апатито-нефелиновых руд началось строительство горно-обогатительного комбината. Апатит, необходимый для производства минеральных удобрений, позволял СССР если не полностью исключить, то заметно снизить зависимость от завоза иностранных фосфоритов. Создание собственной минеральной базы имело большое значение в то время, когда сельское хозяйство страны 7(1Карело-Мурманский край 1928. №* 3. С. 16. ” ГАМО Ф. Р-162. On. 1. Д. 36. Л. 43. 72 Романов Б С Причалы мужества. Мурманск, 1977, С. 71.74. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz