Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.
была подготовлена к траловому лову рыбы, в которой так нуждалась голодающая страна. В этих условиях центр стремился всячески поддержать кустарные промыслы, пришедшие в годы Гражданской войны в упадок. Рыбакам Мурмана оказывалась помощь промышленными и продовольственными товарами. В 1921 г. на государственные средства для нужд мурманского прибрежного промысла в Норвегии было закуплено 19 мотоботов, 66 дор и лодок, разное промысловое снаряжение на общую сумму 500 тыс. золотых рублей66. Но особое внимание центр все же уделял организации на Севере тралового промысла, который только и был способен превратить рыбодобычу в производство. Этому помогло то обстоятельство, что 12 минных тральщиков, переоборудованные в траулеры при Временном правительстве Северной об ласти, успев совершить всего по несколько рейсов, осенью 1919 г. встали на зимовку в Порт-Владимире и Порчнихе на Мурманском берегу, да так и ос тались там, вплоть до падения «белой» власти. На основании приказа Архан гельского ревкома от 19 марта 1920 г. они были национализированы и пере ведены с Мурмана в Архангельск, образовав первую и тогда единственную в Советской России траловую флотилию67. Базируясь в Архангельске, траловая флотилия в связи с замерзанием Белого моря в течение полугода вынуждена была бездействовать. В 1925 г. по решению V губернского съезда Советов Мурманский губисполком обратился с ходатайством в ЭКОСО РСФСР о переводе базы тралового лова из Архангельска на Мурман, на том основании, что это приведет к увеличению промыслового сезона, сокращению времени перехода от мест лова к базе и, как следствие, росту добычи, уменьшению производственных расходов и удешевлению рыбы как «продукта широкого потребления рабочих масс»68. Дальнейшее развитие тралового флота не могло происходить без по полнения его новыми траулерами. Однако организация промыслового судо строения была сопряжена с большими трудностями и расходами. Эта проблема не решалась сразу: руководитель Севгосрыбтреста И.А. Мурашов, например, предлагал закупать траулеры за границей на государственные ссуды, при условии переведения тралового флота в режим самоокупаемости69. Другой проблемой стало взаимоотношение кустарного и тралового промыслов: конкуренция того и другого приводила порой к столкновениям в становящейся все более тесной прибрежной полосе моря. Траловый промысел был новым делом даже для опытных промысловиков, предпочитавших осваивать новую технику недалеко от берега, не забираясь далеко в неспокойный океан. м Сорокин В.В. Значение советско-норвежских торговых переговоров 1920-1921 гт. для развития мурманских рыбных промыслов // Ученые записки Мурманского гос. педагогического института: Сб. статей. Мурманск, 1964. С.237-240, Киселев А.А. Родное Заполярье. Мурманск, 1974. С 151 67 Киселев А.А., Краснобаев А.И. История Мурманского тралового флота. Мурманск, 1973. С 35-36. “ ГАМО Ф Р-88 On 1 Д 149 Л 50. №ГАМО Ф Р-88 On 1 Д 268 Л 18-20. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz