Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.

Строительство Мурманской железной дороги было объявлено по принципу строительства дороги в Канаде. Но для сооружения такого типа объектов требовались квалифицированные рабочие. Управление Мурманской железной дороги приняло решение нанять отличившихся китайских рабочих. В Харбин была направлена телеграмма с указанием заключить контракт с 10.000 маньчжуров. В конечном итоге, на строительстве «Мурманки» трудились следующие группы рабочих: 1. вольнонаемные русские (имевшие общеимперское русское подданство, то есть в этническом отношении принадлежавшие к различным группам); 2. вольнонаемные рабочие-финляндцы; 3. военнопленные австро-венгерского и германского подданства; 4. китайцы и маньчжуры, вывезенные с Дальнего Востока63. Условия труда были настолько тяжелыми, что через несколько месяцев добровольные рабочие, у которых заканчивался срок договора, старались как можно скорее покинуть регион, где вдобавок не выполнялись ранее данные обещания о высоком заработке, бесплатном жилье, медицинской помощи, выдаче одежды, продуктов питания и прочем. Постоянно вербовались тысячи новых рабочих, увеличивалось количество привлеченных военнопленных, но, попав в заполярные условия, многие из них (по крайней мере, добровольно нанятые) фактически бежали со стройки. Для координации хозяйственной деятельности Мурманской железной дороги бьи создан промышленно-транспортный и колонизационный комбинат. Входившие в него подсобные предприятия соответствовали основным направлениям работы: рыбная промышленность (Желрыба), лесная промыш­ ленность (Желлес), промышленность строительных материалов (Желсиликат), строительство и землеустройство (Колонизационный отдел). Большим вниманием правления дороги пользовалась проблема заселения полосы железной дороги. К 1925 г. между Медвежьей Горой и Мурманском возник 21 новый населенный пункт. Однако численность населения росла медленно: на территории Мурманской губернии, например, она увеличилась с 19 тыс. чел. в 1920 г. до 27 тыс. чел. в 1928 г64. Это и стало одной из причин торможения хозяйственной деятельности дороги. Но все же главной проблемой была нехватка средств: бюджет комбината оставался дефицитным65. По мере локализации разрушительных последствий Гражданской войны у центра действительно открывалось все больше возможностей для осу­ ществления опеки над хозяйством Севера. И первой своеобразной экспери­ ментальной площадкой стали рыбные промыслы. Существующая рыбохозяйственная база, развивавшаяся традиционно на кустарном уровне, не 6’ Ярмолич Ф.К. Китайская диаспора на Кольском Севере в 20-е годы XX века демографические характеристики // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде. Сб.статей. Мурманск, 2005. С. 36. 64 ГАМО. Ф.Р-88. О пі Д.1. Л 10; Киселев А.А. Родное Заполярье. Мурманск, 1974. С. 136; Мурманский округ Статистихо-экономическое описание. Мурманск, 1929. С.8. 65 Полярная правда 1927 3 марта. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz