Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.

дальних ее окраинах. Неудивительно, что в этих условиях центр начинает проявлять повышенный интерес к освоению ресурсов своих северных территорий. Экономические перспективы Севера обсуждались, в частности, на за­ седании Государственной комиссии по электрификации России 22 мая 1920 г.: «Намечаемая большая программа, - говорилось, здесь, - предусматривает будущее промышленное развитие края. Такое развитие возможно благодаря наличию больших залежей полезных ископаемых, гидравлических сил и залежей торфа»59. Большое значение было уделено и производительным силам Мурманского района: речь шла о «колоссальном значении» способного кон­ курировать с балтийскими гаванями Мурманского порта, на основании чего выдвигались предложения о создании здесь грузового флота и судостроительной промышленности, строительстве гидроэлектростанций, электрификации Мурманской железной дороги. Для рыбной промышленности Севера посильной считалась задача «удовлетворить спрос на рыбу не только России, но и Западной Европы» и тем самым перехватить инициативу у Север­ ной Норвегии60. Между тем, чем далее, тем сильнее радужные надежды вступали в про­ тиворечие с реальностью. Тяжелые последствия разрухи не давали возможности с уверенностью смотреть в будущее, поскольку все больше затрудняли повседневную жизнь в настоящем. Так, например, на заседании Мурманского военревкома 30 января 1922 г. было отмечено, что в Мурманской губернии начался голод. Причем, наиболее критическое положение сложилось на Терском берегу, где отмечались случаи сумасшествия и голодной смерти, был даже случай убийства отцом двоих детей. Голодные жители Варзуги разгромили склад Губсоюза61. Характеризуя сложившееся экономическое положение, «Полярная правда» в сентябре 1922 г. писала: «В прошлом году в это время мы мечтали о стройке города, о развитии мурманской промышленности, заводах кирпичных, механических и т.д., сейчас эти перспективы в десятки раз отстоят дальше от нас, нежели год назад: железный закон экономической необходимости выкинул за год за борт с железной дороги свыше 1000 человек, из портов торгового и военного, область рыбы и совнархоза в среднем по 500 человек в каждом. И взамен — ничего крупного, кроме мелкой торговли и одиночного кустарного промысла»62. В этот период особое внимание привлекла судьба Мурманской железной дороги. Придание ей особого хозяйственного статуса неизбежно повлекло за собой и усиление роли карело-мурманского направления в рамках Северо-Западной области. 54 Труды Государственной комиссии по электрификации России; Документы и материалы М , I960 С 14. “ Там же. С. 147-149. 6‘ ГАМО Ф Р-54. On. 1 Д. 24а. Л. 38. 62 Полярная правда. 1922. 14 сентября. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz