Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.

следовательно, и помощь их была редка и невелика. Деньги на школьное оборудование и письменные принадлежности, священники брали из церковных сумм, покупали за свой счет или обходились вовсе без них. О материальной базе школ можно судить по сообщениям их заведующих. Гавриловский священник о. Иоанн Зуев писал: «... при школе нашей, не говоря о классных принадлежностях, не имеется даже классной доски; и потому изучение букв, начали мы со складывания букв из спичек».47 Из отчета о Териберской школе грамоты следовало, что «описи школьного имущества нет, т.к. в школе никого имущества не имеется». Единственное, что регулярно пополнялось - школьные библиотеки, куда поступала преимущественно литература религиозного содержания. Впрочем, присутствовали там и светские издания.48 Вне церковно­ приходских школ библиотек не было вплоть до начала XX в. В некоторых колониях по рукам ходили книги, в основном сказки и жития святых. «Только с 1902 года представитель комитета о народной трезвости начал устраивать в Териберке и Гаврилове небольшие библиотеки и народные чтения, и не столько для колонистов, сколько для приезжих промышленников, чтобы дать им возможность проводить свободное время более разумно и хотя бы несколько отвлечь их от водки. Между прочим, интересно отметить, что в одном из становищ приказчик, в качестве библиотекаря, настолько своеобразно понимал значение книг, что он долго не выдавал их ребятам, на том основании, что «книги даны обществом трезвости, а дети не пьют, стало быть, и книг им давать не следует».49 Итак, проблемами школ Мурмана были: недостаток финансирования и организации, отсутствие квалифицированных кадров, особенности хозяйствования и жизни колонистов. Также, очевидно, существовала и разница в интересах. Колонисты рассчитывали на получение детьми практических знаний, а церковно-приходская школа не была на них ориентирована. Стимулом для создания церковно-приходских школ и изучения их полного курса могла быть льгота по воинской повинности, уменьшавшая срок действительной службы на два года. Однако колонисты не служили вообще. Разницу интересов могла бы компенсировать обычная светская школа, но, за исключением Александровского городского училища, удалённого от большинства колоний, таковых на Мурмане кон. XIX в. не было. Выбор был только между церковным образованием и полным его отсутствием. Учитывая образ жизни колонистов, оторванность населения колоний от традиционной среды, деятельность церковно-приходских школ, как воспитателей православной нравственности, была крайне необходима. Следует также отметить, что именно школы могли бы помочь ассимиляции колонистов, не владевших русским языком. Отсутствие школ частично 47 ГАМО Ф И-133 On 1 Д.6. Л. 76 4" ГАМО Ф И-133 On I Д.7. Л 83 49 ГАМО Ф И-80 On 1 Д.2 Л 2 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz