Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.
Закону Божьему, как, например, в Гавриловской школе, названной одной из худших школ уезда. Указывалось, что там, «из Закона Божьего ученики знают только некоторые молитвы и Символ Веры, Священной же Истории и начального Катехизиса не проходили. Младшие начинают разбирать склады. Псаломщик учил их по буквенному способу «азов». Что касается письма, то оказалось, что ученики вовсе не пишут, «за неимением письменных принадлежностей», не занимаются также и счислением, совершенно неизвестно по каким причинам». Заведующему школой было рекомендовано «...пока позаимствовать в церкви необходимые принадлежности, а затем отделение снабдит этими принадлежностями школу и давно снабдило бы, если бы было заявлено о том со стороны о. Заведующего. Вместе с тем вменить в обязанность заниматься и счислением, как предметом, входящим в круг программы школы грамоты»45. В целом, общий уровень обучения был весьма невысок. В организации образования важную роль играли церковно-приходские школы, сельские и городские училища (появились только к концу XIX в.). При этом учебных заведений было крайне мало (к 1900 г. их было 3), детям приходилось преодолевать значительные расстояния, чтобы туда добраться. Были даже организованы своеобразные общежития для учеников. Многие родители не хотели отпускать детей так далеко. Важно и то, что на север приезжало крайне мало квалифицированных преподавательских кадров (в первую очередь, из-за суровости климата). Часто их заменяли местные священники, которые не всегда могли эффективно совместить церковную службу и обучение. Немаловажным остается и то обстоятельство, что у многих учеников не было письменных принадлежностей, и в результате они не могли учиться писать и считать. Школу посещали далеко не все дети школьного возраста. Количество учеников зависело от числа жителей и их состояния, отношения к школе и вероисповедания. Так, в Гаврилове, при открытии школы 2 октября 1895 г. присутствовало 17 учеников (13 мальчиков и 4 девочки), в последующие 1896- 1898 гг. их было только 8, причем преобладали также девочки. В Териберской школе в 1887-1899 гг. училось от 3 до 14 человек, в Баркинской школе в 1889- 1898 гг. от 13 до 23 учеников. Обучение в школах было смешанным, мальчики и девочки обучались совместно. Исключением была Баркинская школа, где первоначально учили только мальчиков. Там же было еще одно исключение — в ней учились два мальчика лютеранского исповедания - Аврам Хейке и Осип Грангрут.46 Средства для содержания церковно-приходских школ должны были поступать как от церковного ведомства, так и от прихожан. В реальности, у местного населения часто не было ни желания, ни возможности оказывать помощь школе. Сами колонисты обычно ссылались на бедность, а, ГАМО Ф И-133 On 1 Д.7. Л 23, 24 ГАМО Ф И-ІЗЗ. On. 1. Д. II Л 152. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz