Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.

Особое звучание этот вопрос принимает в годы Первой мировой войны и строительства Мурманской железной дороги. Его обсуждение продолжается вплоть до 1917 г., не прекращается и после Февральской и Октябрьской революций. Главной темой становится возможность использования железной дороги для развития всего Севера России, а также послевоенного восстановления экономики.42 Уже в начале 1916 г. в связи с проведением железной дороги на Мурман был намечен ряд мероприятий для содействия экономическому и культурному развитию края, в частности, для развития рыбного и морского звериного промыслов, как основы благосостояния края. Создание социальной инфраструктуры на Мурмане в середине XIX - и. XX вв. (система образования и здравоохранения) Существенной проблемой освоения северных территорий России было обеспечение социальной инфраструктуры, в частности, образования и здравоохранения. До середины 1880-х гг. организованной системы школьного образования на Мурманском берегу не было. Грамотными (умеющими хотя бы читать) обычно были те из колонистов и их детей, кто успел получить начальное образование на прежнем месте жительства. Часть детей колонистов получала домашнее образование, когда грамоте их обучали родители или специально нанятые учителя из соседей. Особенно характерным такое положение было для колонистов финляндского и норвежского происхождения - лютеран, для которых грамотность была обязательной. Среди них, по данным статистических исследований 1899 г., она достигала 80-90%, при 15- 20% грамотных православных. Исследования, проведенные в этот год на заселенном в основном русскими Восточном Мурмане, показали крайне низкий уровень грамотности среди местных колонистов. Напротив, среди населения финских и норвежских колоний Западного Мурмана часто грамотными были все жители старше 6-7 лет. Однако там детей обучали только финской или норвежской грамоте, и далеко не все колонисты выражали желание изучать и русский язык. Следует отметить, что, по признанию самих колонистов, обучение в школах было поставлено плохо. В 1899 г. на плохое качество обучения жаловались колонисты Териберки и Печенги.43 Низкий уровень подготовки по светским предметам был отмечен и журнальным постановлением Кольского училищного отделения, от 13 февраля 1897 г. Там отмечалось, что «в Териберской школе слабо ведется дело по счислению и не успешно по письму, как со стороны каллиграфии (чистописания), так и орфографии (правописания)».44 Иногда не лучшим образом обстояло дело и с подготовкой по 42 Чиркин Г Ф Колонизационные задачи на Русском Север^/Вопросы колонизации Петроград, 1917 С. 1-14. 41 Материалы по статистическому исследованию Мурмана. Т 2, вып. I. С. 144, Т. 2, вып. 2. С. 162 44 ГЛМО Ф И-80 ОП 1.Д.2 л 106. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz