Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.
С 1890 года с приходом в правительство С.Ю. Витте политика в отношении Севера существенно меняется, государство «поворачивается лицом» к промышленнику. Одним из реальных шагов по укреплению отечественного присутствия на Мурманском берегу явилось решение, по которому упомянутые выше льготы «в 1890 г. мнением Государственного Совета, Высочайше утвержденным 28 декабря,... продлены на неопределенное время и составляют ныне действующий закон, изложенный в приложении к ст. 590 т. 12 ч. II св. зак. уст. сельск. хозяйств, по продолж. 1906 г. Принятые меры к заселению Мурмана отчасти достигли своей цели. Благодаря им, за сорок пять лет удалось до некоторой степени создать на Мурманском берегу оседлое население. В настоящее время на Мурмане проживает 627 семейств, в том числе на западном Мурмане 317 семейств, на восточном — 269 и в Александровске открытом с 1909 г., — 41 семейство. Общая численность всего населения Мурманского берега по национальностям выражается в следующих цифрах: а) коренных русских 276 семейств — ( 44%); б) корелов и лопарей 79 — (12,5%); в) финнов 200 — ( 32%); г) норвежцев 72 — (11,5%)»41. Коренной перелом в колонизации Мурманского берега наступил после того, как министр финансов С.Ю. Витте в 1894 году на месте познакомился с промысловыми становищами и их деятельностью, в сопровождении большой группы чиновников и специалистов обследовав большую часть побережья с находящимися на нём становищами, вплоть до границы с Норвегией. Одна из главных целей этой поездки заключалась в поиске надёжной гавани для создания на Мурманском берегу базы военных кораблей для охраны северных границ империи. В качестве такой гавани была выбрана Екатерининская, где в 1896 году заложили новое постоянное поселение - город, названный в честь императора Александра III - Александровск-на- Мурмане, и открытый в 1899 году. С этого времени город стал административным центром нового уезда Архангельской губернии - Александровского, куда вошёл целиком Лапландский (Кольский) полуостров. Порт создавался в качестве передового пункта базирования военных кораблей и экспедиционных судов. В начале XX в. значительно возрастает интерес к колонизации в России в целом, что было связано с проведением Столыпинской аграрной реформы и массовым переселением в Сибирь и на Дальний Восток. Еще в конце XIX в. в России все больше внимания начинает уделяться железным дорогам и их возможностям. Именно в проведении на Мурманский берег железной дороги видели перспективу дальнейшего развития всего Северного края. В связи с этим большое внимание к себе привлекает вопрос о железнодорожной колонизации или «канализации», активно обсуждаются ее формы и методы. 41 Козмин К. Исторический обзор Мурманского берега // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера 1915 №1 С. 4 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz