Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.
договор на 20 лет на осуществление пароходного обслуживания северных окраин страны. Основной капитал при этом превышал уже 1 млн 300 тыс. рублей, доля государства в нём исчислялась примерно 900 тыс. рублей. Мурманский берег с его становищами и постоянными селениями обслуживали суда Мурманской линии, навигация была круглогодичной, ведь омывающее Кольский полуостров Баренцево море из-за отепляющего влияния Гольфстрима зимой здесь не замерзало. Обслуживание мурманского побережья было более выгодным пароходству и приносило ему больший доход, чем плавание по беломорским линиям. Расположенные на Мурманском берегу поселения-становища постоянно пользовались услугами грузопассажирских пароходов Товарищества, перевозивших рыбаков- поморов, снасти, припасы, почту и продукцию промыслов. С переносом мест зимовки пароходов Товарищества из Архангельска, где они по полгода бездействовали, на Мурман, в Екатерининскую гавань и Колу, навигация в незамерзающем Баренцевом море открывалась на три месяца раньше (в марте), а не в июне, как в Белом море. Для зимующих на Мурмане команд моряков пароходство построило дом. Позднее, когда был открыт порт Александровск-на-Мурмане, суда Товарищества стали обслуживать и его, для чего здесь был сооружен собственный причал38. С 1882 г. в Архангельске начинают создавать новый проект колонизации Мурманского берега. Ставку делали на увеличение льгот и поощрений. К общим мерам были отнесены: 1) беспошлинная торговля для лиц, проживающих на Мурмане (кроме торговли спиртным); 2) беспошлинная покупка или обмен товаров с русских и иностранных судов (кроме спиртных напитков). Необходимость установления наиболее полной свободы промыслов и обмена товаров объяснялась потребностью привлечения на Мурман промышленных сил и капиталов, как наиболее существенной потребности края. Вместе с тем, это должно было подорвать торговую монополию колонистов и фактористов, которые, пользуясь своими монопольными правами, продавали промышленникам необходимые им продукты и орудия лова на крайне невыгодных условиях. При полной свободе торговли и промыслов, комиссия признала необходимым сделать исключение в отношении торговли крепкими спиртными напитками, привоз и продажу которых предлагалось запретить. Необходимость прекращения виноторговли подтвердили и приглашенные на заседание Комиссии эксперты из числа мурманских промышленников. Особое внимание комиссия при Министерстве финансов уделила льготам, которые были предоставлены иностранцам. При этом иностранцами в глазах как архангельской, так и столичной комиссии были не только норвежцы, но и финляндцы. Комиссия не согласилась с предложением архангельских властей о запрете иностранцам, даже принявшим русское ” Вехов Н В Как начиналось Северное морское пароходство // Московский журнал. 2000 № 5 С 26-31. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz