Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.

реализации геополитических и геоэкономических интересов Российской Федерации на этой территории, а также решения экологических вопросов и проблемы обеспечения национальной безопасности страны в этом регионе. Северный же рынок труда как экономическая, социальная, правовая, организационная категория распространяется на территории Крайнего Севера и местности, приравненные к ним14. Особый режим государственного регулирования социально-экономического развития северных регионов РФ, включая регулирование трудовых отношений, географически обширнее, чем арктическая зона. Поэтому рынок труда северных территорий и территорию Арктики нельзя считать категориями-синонимами как с позиции физико- географических показателей, так и в правовом, организационном, социальном и экономическом разрезах проблемы. Главным критерием включения территории в северный рынок труда выступает наличие признака «дискомфортное™»15 проживания и трудовой деятельности. Суть этого подхода к районированию Севера России заключается в применении комплексного критерия, включающего оценки дискомфортное™ условий жизни по природно-климатическим, экономико­ географическим и медицинским признакам и показателям. Для определения территориальных различий в стоимости жизни населения, проживающего на территориях разной степени дискомфортности, согласно этому методическому подходу к оценке «северности» используются минимальные потребительские бюджеты, являющиеся комплексными социальными нормативами, включающими научно обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, основным непродовольственным товарам и услугам. Большая часть России по физико-географическим показателям относится к северной территории, где проживает порядка 8% населения и создается пятая часть валового внутреннего продукта страны. К тому же, после распада Советского Союза степень «северности» России резко возросла. В результате актуальным становится постановка вопроса об экономической эффективности северных территорий и «северного 14 Конечно, авторы учитывают тот факт, что выделенные территории не только по объективным причинам находятся в указанном выше перечне В переходный период 1990-х многие субъекты РФ смогли попасть в него по иным «субъективным» причинам, кроме того федеральное законодательство позволяет увеличивать размеры районных коэффициентов и стажевых надбавок на региональном уровне без обязательного согласования с федеральным центром. 15 Более подробно по сущности, содержанию, расчетам, оценке, распределению территорий по показателям дискомфортности можно познакомиться в работе «Отчет о научно-исследовательских работах «Районирование (зонирование) территории Севера России» (1990-1998 гг ), Данная работа представляет собой сводный научный отчет исследований по проблематике районирования Севера России, проводимых в Институте экономических проблем Кольского научного центра Российской академии наук (ИЭП КНЦ РАН), Институте географии РАН, Демоэкологическом центре РАН, Институте труда Министерства труда и социальной защиты России за период 1990-1998 годов Рассматриваемые в отчете исследования по районированию Севера были начаты в 1990 году, когда в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР ог 29 августа 1990 г. (протокол № лв-9732) Президиум АН СССР от 29 декабря 1990 г (распоряжение Ns 10103-1118) утвердил план мероприятий по рассмотрению предложений по социальным и экономическим проблемам Севера 1993 г 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz