Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.

формирование государственной политики в Арктике, являются": а) экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях; б) очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения; в) удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России; г) низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий. Под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом* 12. При этом список субъектов и территорий, относимых к регионам Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, намного шире, чем территория (субъекты) российской Арктики и арктической зоны. Кроме того, перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей привязан к целям предоставления и соблюдения гарантий и компенсаций для работающего и проживающего здесь населения, весьма динамичен, устанавливается и изменяется Правительством Российской Федерации13. Анализ действующих правовых документов позволяет сделать вывод о том, что рынок труда северных территорий по географическим, социально- экономическим и правовым показателям более широкое понятие, чем Арктика и арктическая зона. Законодательное закрепление территории Арктики и арктической зоны, скорее, продиктовано необходимостью " Там же (Дата обращения II 11.15). 12 «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утв Президентом РФ 18 09 2008 N Пр-1969) / КонсультантПлюс И URL: http://www.consultant.ru/documenl/cons_doc_LAW 119442/ (Дата обращения 11.11.15). и Так, в период 90-х годов перечень территорий Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, был существенно расширен 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz