Наумлюк, М. В. Вторая мировая война и "окопная правда" американской литературы / М. В. Наумлюк // Воспитание патриотизма и гражданственности в отечественной истории: традиции и современность / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. – С.35-38.
мелочи, бытовые подробности, грубые шутки и брань, - всё, что свидетель ствует о безостановочном движении. Смерть же у всех писателей изобра жена натуралистически безобразно, физиологически необратимо: «Марти нес сильно, как по футбольному мячу, ударил ногой обуглившийся труп солдата: труп рассыпался на мелкие части, как будто это был пепел сгоре вшей сигары»1. Тема жизни и смерти в романах о войне наиважнейшая и предстает в своем ясном и цельном выражении. Жизнь для солдата в воспоминаниях о семье, детях, женщинах, сексе, в желании простейших удовольствий. Смерть - реальней и привычней, она - результат точной работы, роковой случайности или природной агрессии. Война в представлении обычного американского солдата - хаос и не только потому, что жизнь призрачна, а смерть реальна, но и в отсутствие цели и смысла самой войны. Во всех книгах американская армия удручающе не подготовлена к войне. Генералы отдают глупые приказы и одерживают случайные победы, зачастую, как в романе Майрера «Однажды орел...», жертвуют тысячью солдат ради личной награды. Их суждения о войне диковинны для русского читателя. В том же романе офицеры держат пари, кто кого одолеет первым - фашисты или русские, но они убеждены, что результатом чужой победы воспользу ются янки. В романе Джонса «Отсюда в вечность» армейские будни перед Пирл-Харбором - это легальное пьянство, безделье, карты, притоны, причем и для солдат, и для офицеров. Первые налеты японской авиации и бомбежки развлекают солдат, и только немногие понимают опасность: «Толпа начала медленно расходиться... Прюитт и Уорден увидели толпу солдат перед складом, о чем-то горячо споривших с сержантом Мэлло... - Мне наплевать на всё, — кричал Мэлло. - У меня приказ не выдавать боеприпасов без письменного разрешения офицеров. - Но ведь офицеров сейчас здесь нет, - возразил кто-то. - Значит, не будет и боеприпасов. - Офицеры, может быть, не придут до полудня»2. Это рассказ о первом дне Пирл-Харбора, когда был практически уничтожен американский военный флот, а весь офицерский корпус развлекался на вечеринке, вдали от части. Ощущение хаоса у многих солдат перерастает в желание осознать происходящее, а понимание событий открывает им глаза на общество, которое их воспитывало на идеалах свободы и демократии, в представлении о ценности каждой личности, а превратило в тупую массу, «пушечное мясо». Крушение иллюзий вызывает горькое разочарование в Америке: солдаты для нее чужие, брошенные... Становится понятным желание 1Мейлер Н. Нагие и мертвые. - С. 191 2Джонс Д. Отсюда в вечность. - М.. 1972. - С. 456. 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz