Наумлюк, М. В. Художественный мир драматургии Каммингса / М. В. Наумлюк // Вестник центра американистики / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 38-41.

М.В. Наумлюк Художественный мир драматургии Каммингса сти слова жизнь чувства. Соприкасаясь, два мира рождают искру ненависти. Таким образом, Каммингс утвержда­ ет, что свободный человек, индивидуалист, живущий в гармонии с собственной и ок­ ружающей его природой, способен стать творцом и создать новую культуру. Обще­ человеческий идеал обретает в пьесе Каммингса черты национального амери­ канского мифа - Американской Мечты. В следующей драме «Санта Клаус» (Santa Claus, 1946) Каммингс вновь созда­ ет гротескную модель мира и ситуацию игры, соединяя реалии разных культур­ ных эпох. В этой драме универсальным образом мира становится современная Америка, которую Каммингс изобража­ ет, пародируя интонации и образы поэти­ ческих монологов Уолта Уитмена, знаме­ нитого певца американской демократии. Оценивая современную цивилизацию с позиции вечных нравственных ценностей, драматург избирает жанр сред­ невекового моралите, в котором его при­ влекает четкость в разграничении добра и зла и неотвратимость наказания в фи­ нале. Носителями добра и зла становятся в пьесе образы-маски Смерти и Санта Кла­ уса. В ходе действия, меняясь масками и костюмами, герои не утрачивают своей природной сущности. Смерть в маске Сан­ та Клауса становится символом одичалой толпы американцев, озабоченных материальным процветанием. Доброго Санта Клауса даже в костюме Смерти признаютженщина и ребенок, аллегори­ ческие Мать иДитя. Любовь одной ипри­ родная неиспорченность другого возвра­ щают миру утраченную гармонию. Кон­ фликт драмы, основанный на подмене истинных идеалов ложными, разрешает­ ся Каммингсом в традициях идей амери­ канизма. Каммингс воспринимает духовную ситуацию времени в традициях и образах, характерных для философского и худо­ жественного сознания европейцев нача­ ла XX века. В его представлении, цивили­ зация без культуры, точнее, ее американ­ ский вариант, - это механизированный мир, основанный на примитивных челове­ ческих отношениях, испорченных ложны­ ми идеалами. Миру овеществленному, ко­ торым в двадцатые годы становилась Америка, он предсказал будущее мира мертвого. Однако, сопоставляя в своих драмах источники духовной культуры разных эпох, он не считал подобное со­ стояние мира конечным. Как истинный американец, воспитанный в духе просве­ тительских идей Эмерсона и традиций Американской Мечты, он возлагал на­ дежды на возрождение свободного твор­ ческого человека, который, как и во вре­ мена Шекспира, «слишком щедро одарен судьбой». Литература ' Berry S.-L.E.E Cammings. - Mancato, minn.: Creative Education, 1994, p. 71. 2E. E. Cammings. Antropos or future o f art. In: Three Plays and a Bullet New Yourk: Liberignt, 1967, p. 120. 5Ibid. F 122 4 Cummings E.E. Him. - New lork:Boni and Liveright, 1927 - pJI9-30 5. Ibid.-p.30 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz