Наумлюк, М. В. Художественный мир драматургии Каммингса / М. В. Наумлюк // Вестник центра американистики / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 38-41.
Вестник центра американистики МШУ ления драмы абсурда Каммингс понима ет, что причины ущербности современной цивилизации в том, что она равнозначна массовой культуре и тем самым обрека ет личность на вырождение и примитив ность бытия. Каммингс явно становится предтечей исовременного постмодернизма, посколь ку в драме “”Он” интертекстуальность присутствует в демонстративно гротеск ных формах, которые произвольно мон тируются, создавая ощущение хаоса, при чем создается не только текст, но и его критическое осмысление. Связный сю жет в драме отсутствует, но есть сквоз ной герой-писатель, который занят поис ками жизненного материала для задуман ной пьесы. Содержание пьесы балансирует на грани реальности и иллюзорности. Вооб ражение героя переносит нас в балаган на Пятой авеню, в ресторан и в Древний Рим, в бунгало и в места, которые не ассо циируются с реальностью. Возникает впе чатление, что фантазия вырывается из- под контроля героя. Герой бессилен упо рядочить хаос и придать смысл своему существованию. Хаос, по мнению Кам мингса, имеет власть, подобно античному року: «Hypnos uThanatos, парочка греков, которые колдуют всю ночь над фортуной, этакая прачечная бодрствующих ночью: кромсают наши жизни памятью, а потом прополаскивают их в кошмаре».4Разру шенный мир лишен творческой силы и существует по принципу вечного однооб разного круговорота. По замыслу авто ра, декорации в спектакле меняются многократно, но постоянными остаются зеркала, которые в художественной тра диции являются символом вечности. 1е- рой поясняет: «Моя пьеса о зеркалах. Ге рои этой пьесы некий человек, который пишет пьесу о человеке, который пишет пьесу»1. Система зеркал такова, что, с одной стороны, она увеличивает про странство драмы, а с другой, делает его максимально тесным, поскольку взаимо- отражение зеркал друг в друге это же пространство и уничтожает. В представ лении Каммингса, бесплодный абсурдный мир способен породить только свое гро тескное отражение. В дальнейшем эмоциональное отно шение к жизни сменяется у Каммингса философскими размышлениями о причи нах несостоятельности современной ци вилизации, культуры и человека. В пьесе «Антропос или будущее искусства» (Antropos or the Future of art, 1930) он со здает гротескную и универсальную мо дель бездуховной цивилизации, которую населяет толпа агрессивных человекопо добных карликов. Их жизнью управляют стадные инстинкты и похожие на нихреф лексы, выработанные в условиях стан дартизированного бытия. Отчужден ность творческого человека от цивилиза ции, по мнению Каммингса, зародилась в античном мире, целостная гармония ко торого была разрушена философским учением Платона, утверждавшего неза висимость высшего блага от земного чув ственного опыта человека. Ложные идеалы, считает Каммингс, и привели к оскудению жизни. Мир лож ных идеалов воплощается драматургом в гротескном облике трех выродившихся криволапых человекоподобных существ (их общее имя - БОГ), истощенных изоб ретением лозунгов для своих уродливых подобий. Мертвенность этого мира, ли шенного динамики и красок, подчеркива ется драматургом с помощью речи, со тканной из словесных штампов. Парал лельно первому миру на сцене протекает единаяжизнь человека и природы. На зад нем плане свободный от предрассудков человек рисует на глазах у зрителей ма монта, сверяя свои впечатления с живой природой. Каммингс воссоздает их связь средствами экспрессионистской эстети ки: мощными звуковыми и световыми потоками, живописью, рожденной на гла зах у зрителей, противопоставляя косно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz