Наумлюк, М. В. Художественный мир драматургии Каммингса / М. В. Наумлюк // Вестник центра американистики / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 38-41.
М.В. Наумлюк Художественный мир драматургии Каммингса Поэтический эксперимент становит ся составной частью драматургии Кам мингса. Он является автором трех пьес, в ко торых достаточно последовательно изла гает концепцию современной культуры. Каммингс не случайно обращается к дра ме, поскольку остро ощущает конфликт ность современной жизни и стремится свое представление о мире воплотить наи более универсальным и синтетическим способом. Драматургия привлекает Кам мингса возможностью создать игровую ситуацию, в которой бы соединились фи лософские, моральные, эстетические цен ности разных культурных эпох. Он созда ет драмы в традиционном для Америки жанре бурлеска, в котором серьезность философского содержания снимается бе зудержным смехом, а буйная фантазия перечеркивает реальность. В драматур гии Каммингс травестирует американс кие идеалы, пародирует классических ге роев, смеется над избитыми истинами. Он нарушает классические законы драмы, монтируя действия - картины по принци пу коллажа, добивается предельной ус ловности и зрелищности. Его драмы пе ренасыщены средствами выразительно сти, они очень экспрессивны по форме, он использует излюбленное соединение гра фики и слова: «First infrahuman creature: Gee-that’s SWELL! Second infrahuman creature: О - BOY! Third infrahuman creature: DE - cidedly!»2 Три человекоподобные создания не произносят, но подразумевают слово GOD - БОГ Даже в ремарках, которые не предназ начены для зрителей, Каммингс пользу ется звукописью: «А solitary rattling gushing hissing rumbling clanking steamshovel is rotating and plunging and rearing and wheeling and spewing»3 Поэтому, возможно, драмы Камминг са не считаются сценичными. Есть редкие произведения, которые концентрируют в себе пока еще неведо мые пути развития литературы. К таким относится ранняя драма Камингса «Он» («Him», 1927). В этой пьесе автор выст раивает систему повторяющихся обра зов, одновременно словесных и ярко изоб разительных, каждый из которых универ сально воплощает одно из течений или направлений литературы. Так, декорация первой сцены, изображающая доктора - анестезиолога и спящую пациентку, чьи натуральные головы мы видим в отвер стиях намалеванной картины, есть люби мый сюрреалистами и кубистами образ «анестезирующего взгляда». Он характе ризует ведущий принцип кубизма - все «расчислить, сосчитать, анатомировать», как полагали Дали иЛорка, и одновремен но сюрреалистическое явление бессозна тельного, где искусство - клиника, худож ник - врач. Каммингс изображает мир в со стоянии хаоса и с первого акта пьесы за являет, что бытие абсурдно. Символом абсурда становятся три старушки, три мойры, которые раскачиваются в крес- лах-качалках, ведут бессмысленные раз говоры о гиппопотамах, Святом Фрейде, лимонном пироге, Наполеоне и управля ют мирозданием. Предвидя образы, ха рактерные для абсурдистской драмы, Каммингс рисует увечных героев - ма рионеток, с невнятной речью, разорван ным сознанием. Много позже мы встре тим их на страницах «Лысой певицы» Ионеско и в драме Беккета «Счастливые деньки», «Стулья». В пьесе Каммингса аб сурдные герои - это два бизнесмена Билл и Уилл, которые надевают и снима ют маски, подменяют друг друга, пароди руют дешевые клише популярной мелод рамы, раздваиваются, множатся на гла зах, неуловимо напоминая образы Энди Уорхолла 50-х годов: тиражированные бутылки кетчупа или «кислотные порт реты» МерилинМонро. Задолго до появ 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz