Наумлюк, М. В. Семантика пространства Кольского Севера в стихотворном цикле К. Случевского "Мурманские отголоски" / М. В. Наумлюк // VIII Масловские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2010. - Ч. 1. - С. 136-141.

М.В. Наумлюк СЕМАНТИКА ПРОСТРАНСТВА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В СТИХОТВОРНОМ ЦИКЛЕ К. СЛУЧЕВСКОГО «МУРМАНСКИЕ ОТГОЛОСКИ »1 С древнейших времен человек моделировал пространство своей жизни и создавал его символический и одновременно художественный об­ раз. Самый замечательный пример - модель античного греческого мира на щите Гефеста в гомеровской «Илиаде». Она объединила пространства Космоса, природы, эллинской цивилизации, запечатлела картины жизни, и круг щита еще раз отразился в древней хороводной пляске, дополненной звуками и ритмом музыки. Многоструктурный образ запечатлел в малом - универсальное. Этот прием «пространственного конструирования мира в сознании человека», объединения микро- и макрокосма, обладает воспроизводимо­ стью, архетипичностью, поскольку на протяжении культурной истории че­ ловечества используется не раз. Так в «Песне о Роланде» огромный мир создается на малом художественном пространстве с помощью простого перечисления народов, входящих в войско эмира. Или, например, в «Боже­ ственной комедии» Данте первые терцины, описывающие блуждания ге­ роя в темном лесу возле горы в поисках звезды, являют собой чертеж кос­ мического пространства, включающий расщелину Ада, гору Чистилища и звездное небо Рая. Неудивительно, что вопросы семантики и семиотики пространства в литературе стали предметом научных исследований замечательных фило­ логов XX в., среди которых важны имена Лихачева, Лотмана, Топорова, также Зиммеля, Беньямина, Серто, Турома и многих других. Так Д.С. Ли­ хачев рассматривает пространство сада как «некую иконологическую систе­ му, которая воспринимается в свете “эстетического климата эпохи”». Ю.М. Лотман в работах, посвященных семиотике городского пространства, исследует мифологию Петербурга. Создает свой «петербургский текст» В.Н. Топоров, замечая, что «пространство есть текст», т.е. пространство как таковое может быть понято как сообщение [3, с. 501-502]. Прочтению городского пространства Венеции в контексте театральности и карнавала посвящены статьи Зиммеля и Беньямина. Мощный культурный фон, исто­ рия, человеческие судьбы послужили развертыванию и осознанию безгра­ ничных пространств Рима и Парижа. П. Акройд в романах и статьях по­ следнего времени анализирует и одновременно создает семиотический текст Лондона. Для нас в осознании семантики пространства важно выска­ 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно- исследовательского проекта «Литература и культура Кольского и Европейского Севера второй половины XX - начала XXI века», проект № 10-04-4302а/С. 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz