Наумлюк, М. В. Семантика пространства Кольского Севера в стихотворном цикле К. Случевского "Мурманские отголоски" / М. В. Наумлюк // VIII Масловские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2010. - Ч. 1. - С. 136-141.

нил безмерность мифа, алгоритм цивилизации с подробной топографией и бытом провинциального ирландского города - все вместе способствовало превращению «клочка родной земли» под пером Фолкнера в универсаль­ ную модель мира. Эта модель, которая вместила реальность жизни и худо­ жественное сознание автора, не статична, наоборот, Фолкнер говорит о ее движении и росте, поскольку неисчерпаемость материала приводит к раз­ витию и обогащению его таланта. Первенство в создании мифологемы пространства Кольского Севера, на наш взгляд, принадлежит замечательному поэту Константину Случев- скому, который в конце XIX в. посетил Кольский полуостров и создал сборник стихотворений «Мурманские отголоски». Его путешествие летом 1885 г. на крейсере «Забияка» проходило через Териберскую губу и Тери- берку, в дальнейшем включило посещение Ара-губы и Ура-губы, Колы, Иоканьгских островов. Поэта поразили невиданные прежде масштабы ок­ ружающего пространства. Он восклицает: «Какие здесь всему великие размеры!» Привычные измерения не подходят для описания «гранитных палат», которые «тысячеверстною воздвиглися стеной». Он многократно усиливает эпитеты, сравнения, включает архаическую лексику, чтобы пе­ редать величавый размах открывшейся картины, где «глубь морских пучин так страшно холодна», а в ней кипит «могучий бой под великими волна­ ми». Для поэта разительны контрасты дня и ночи, тепла и холода, гранита скалы и выросшей на ней «пигмейки-сосенки». Поэт находит образ-мифологему для художественного изображения северного пространства, в его представлении Кольский Север - это дикий первозданный мир, в котором демиург только искал формы и прообразы мироздания. Здесь сходятся основания живой и неживой природы, как будто создатель еще не был уверен в своих намерениях и, играя массами и пространствами, придавал скалам облик «чудодейных дворцов», а отраже­ ниям «форму лиц», бросал на полдороге «исковерканные пласты», сыпал «блеск по отмелям и лудам». Поэзия Случевского ищет соответствия се­ верной природе в известных ему картинах. Он вспоминает Альпы: «Тою же яркостью красок / в Альпах, на крайних высях / кучки гвоздики алеют / в вечных, великих снегах». Однако ему это сравнение кажется поверхно­ стным, поскольку отличий больше, и он признает, что мир Кольского Се­ вера уникален. Единственно равным увиденному становится для Случев­ ского образ античной теогонии. В нагромождении скал поэт рассмотрел античную «эпопею или драму жизни каменных пород». Битву титанов и гигантов он вспоминает, когда наблюдает разыгравшихся в непогоду китов: «Сколько их! Кругом мелькают / будто темные щиты / Неких витязей под­ водных. / Волны - витязей шеломы, / бури рев - их голоса!». Величествен­ ная статика гранитных скал, небеса и море как незыблемая рама бытия и одновременно неостановимое движение нарождающихся форм заставляют поэта размышлять о природе жизни и смерти, о необычности их проявлений. 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz