Наумлюк, М. В. Семантика пространства Кольского Севера в стихотворном цикле К. Случевского "Мурманские отголоски" / М. В. Наумлюк // VIII Масловские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2010. - Ч. 1. - С. 136-141.
нил безмерность мифа, алгоритм цивилизации с подробной топографией и бытом провинциального ирландского города - все вместе способствовало превращению «клочка родной земли» под пером Фолкнера в универсаль ную модель мира. Эта модель, которая вместила реальность жизни и худо жественное сознание автора, не статична, наоборот, Фолкнер говорит о ее движении и росте, поскольку неисчерпаемость материала приводит к раз витию и обогащению его таланта. Первенство в создании мифологемы пространства Кольского Севера, на наш взгляд, принадлежит замечательному поэту Константину Случев- скому, который в конце XIX в. посетил Кольский полуостров и создал сборник стихотворений «Мурманские отголоски». Его путешествие летом 1885 г. на крейсере «Забияка» проходило через Териберскую губу и Тери- берку, в дальнейшем включило посещение Ара-губы и Ура-губы, Колы, Иоканьгских островов. Поэта поразили невиданные прежде масштабы ок ружающего пространства. Он восклицает: «Какие здесь всему великие размеры!» Привычные измерения не подходят для описания «гранитных палат», которые «тысячеверстною воздвиглися стеной». Он многократно усиливает эпитеты, сравнения, включает архаическую лексику, чтобы пе редать величавый размах открывшейся картины, где «глубь морских пучин так страшно холодна», а в ней кипит «могучий бой под великими волна ми». Для поэта разительны контрасты дня и ночи, тепла и холода, гранита скалы и выросшей на ней «пигмейки-сосенки». Поэт находит образ-мифологему для художественного изображения северного пространства, в его представлении Кольский Север - это дикий первозданный мир, в котором демиург только искал формы и прообразы мироздания. Здесь сходятся основания живой и неживой природы, как будто создатель еще не был уверен в своих намерениях и, играя массами и пространствами, придавал скалам облик «чудодейных дворцов», а отраже ниям «форму лиц», бросал на полдороге «исковерканные пласты», сыпал «блеск по отмелям и лудам». Поэзия Случевского ищет соответствия се верной природе в известных ему картинах. Он вспоминает Альпы: «Тою же яркостью красок / в Альпах, на крайних высях / кучки гвоздики алеют / в вечных, великих снегах». Однако ему это сравнение кажется поверхно стным, поскольку отличий больше, и он признает, что мир Кольского Се вера уникален. Единственно равным увиденному становится для Случев ского образ античной теогонии. В нагромождении скал поэт рассмотрел античную «эпопею или драму жизни каменных пород». Битву титанов и гигантов он вспоминает, когда наблюдает разыгравшихся в непогоду китов: «Сколько их! Кругом мелькают / будто темные щиты / Неких витязей под водных. / Волны - витязей шеломы, / бури рев - их голоса!». Величествен ная статика гранитных скал, небеса и море как незыблемая рама бытия и одновременно неостановимое движение нарождающихся форм заставляют поэта размышлять о природе жизни и смерти, о необычности их проявлений. 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz