Наумлюк, М. В. Семантика пространства Кольского Севера в стихотворном цикле К. Случевского "Мурманские отголоски" / М. В. Наумлюк // VIII Масловские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2010. - Ч. 1. - С. 136-141.
занное Лотманом суждение о том, что, «возникнув в определенных исто рических условиях, географическое пространство получает различные контуры в зависимости от характера общих моделей мира, частью которых оно является» [2, с. 407]. Тем самым Ю.М. Лотман говорит и об архети- пичности пространства, и о зависимости его образа от осознания челове ком. В.Н. Топоров отмечает, что построение модели пространства в лите ратуре нового времени основывается на его мифологизации и «одухотво рении». Он пишет: «...В наиболее значительных художественных текстах нового времени снова и снова генерируется подлинно мифопоэтическое и самодовлеющее пространство, выступающее как противовес отпадающим и технизированным образам пространства. Это новое “завоевание”, обжи- вание, одухотворение пространства совершается в разных направлениях и разными способами. Среди них создание новых мифологем о пространст ве, которые иногда становятся лейтмотивом целых текстов» [3, с. 501-502]. Очевидна безмерность культурных пространств Петербурга, Рима, Берлина, Венеции, Парижа, и возникает вопрос, возможна ли и каким спо собом мифологизация и «одухотворение» малого пространства, не связан ного в сознании человека с широким культурным фоном? Каким образом реальное географическое пространство, прежде безвестное, становится фактом мировой культуры, наделяется знаковым смыслом? Один из отве тов на этот вопрос принадлежит Фолкнеру, который из провинциального городка Оксфорд штата Миссисипи с прилегающими фермерскими угодь ями создал универсальную модель американского Юга с его особенной мифологией, историей, культурой, поэтическими смыслами, архетипами, психологией и этикой повседневной жизни. В интервью Джин Стайн Фолкнер объясняет некоторые причины, позволившие ему увидеть знако мый мир как космос: «Начиная с “Сарториса” я обнаружил, что мой собст венный, величиной с почтовую марку, клочок родной земли стоит того, чтоб о нем писать, что я никогда не исчерпаю этой темы и, сообщая дейст вительному новый смысл, получу свободу полностью развивать способно сти, если таковые у меня имеются. Это открыло для меня новую жилу, я создал собственный космос... Мне нравится думать о мире, который я соз дал, как о краеугольном камне вселенной, и, как бы ни был мал этот ка мень, если его убрать, вселенная рухнет» [4, с. 246]. Создание фолкнеров ского космоса было обусловлено и объективными причинами. Округ Йок- напатофа, придуманный и воссозданный Фолкнером в цикле романов, со храняя узнаваемость, наследовал реальные черты южной жизни и универ сальность южного мифа, к тому времени сложившегося в национальном сознании американцев. Писательский дар Фолкнера был равновелик по ставленной им цели, культурный же контекст эпохи, в котором жанровая форма романа-мифа творчески осваивалась многими писателями, способ ствовал мифотворчеству великого американца. Наконец, уроки джойсов ского «Улисса», который в географическом пространстве Дублина объеди 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz