Наумлюк, М. В. Семантика пространства Кольского Севера в стихотворном цикле К. Случевского "Мурманские отголоски" / М. В. Наумлюк // VIII Масловские чтения / Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2010. - Ч. 1. - С. 136-141.

занное Лотманом суждение о том, что, «возникнув в определенных исто­ рических условиях, географическое пространство получает различные контуры в зависимости от характера общих моделей мира, частью которых оно является» [2, с. 407]. Тем самым Ю.М. Лотман говорит и об архети- пичности пространства, и о зависимости его образа от осознания челове­ ком. В.Н. Топоров отмечает, что построение модели пространства в лите­ ратуре нового времени основывается на его мифологизации и «одухотво­ рении». Он пишет: «...В наиболее значительных художественных текстах нового времени снова и снова генерируется подлинно мифопоэтическое и самодовлеющее пространство, выступающее как противовес отпадающим и технизированным образам пространства. Это новое “завоевание”, обжи- вание, одухотворение пространства совершается в разных направлениях и разными способами. Среди них создание новых мифологем о пространст­ ве, которые иногда становятся лейтмотивом целых текстов» [3, с. 501-502]. Очевидна безмерность культурных пространств Петербурга, Рима, Берлина, Венеции, Парижа, и возникает вопрос, возможна ли и каким спо­ собом мифологизация и «одухотворение» малого пространства, не связан­ ного в сознании человека с широким культурным фоном? Каким образом реальное географическое пространство, прежде безвестное, становится фактом мировой культуры, наделяется знаковым смыслом? Один из отве­ тов на этот вопрос принадлежит Фолкнеру, который из провинциального городка Оксфорд штата Миссисипи с прилегающими фермерскими угодь­ ями создал универсальную модель американского Юга с его особенной мифологией, историей, культурой, поэтическими смыслами, архетипами, психологией и этикой повседневной жизни. В интервью Джин Стайн Фолкнер объясняет некоторые причины, позволившие ему увидеть знако­ мый мир как космос: «Начиная с “Сарториса” я обнаружил, что мой собст­ венный, величиной с почтовую марку, клочок родной земли стоит того, чтоб о нем писать, что я никогда не исчерпаю этой темы и, сообщая дейст­ вительному новый смысл, получу свободу полностью развивать способно­ сти, если таковые у меня имеются. Это открыло для меня новую жилу, я создал собственный космос... Мне нравится думать о мире, который я соз­ дал, как о краеугольном камне вселенной, и, как бы ни был мал этот ка­ мень, если его убрать, вселенная рухнет» [4, с. 246]. Создание фолкнеров­ ского космоса было обусловлено и объективными причинами. Округ Йок- напатофа, придуманный и воссозданный Фолкнером в цикле романов, со­ храняя узнаваемость, наследовал реальные черты южной жизни и универ­ сальность южного мифа, к тому времени сложившегося в национальном сознании американцев. Писательский дар Фолкнера был равновелик по­ ставленной им цели, культурный же контекст эпохи, в котором жанровая форма романа-мифа творчески осваивалась многими писателями, способ­ ствовал мифотворчеству великого американца. Наконец, уроки джойсов­ ского «Улисса», который в географическом пространстве Дублина объеди­ 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz