Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
Зрелая региональная литература, связанная с духовным опытом соб ственной нации и художественными ценностями других народов, обретает ещё одну форму идентичности - она становится частью всемирной литера туры. Каждая литература по-своему преодолевает региональную и нацио нальную изолированность, свой путь есть и у литературы Кольского Севе ра. Изначально подходы к изображению российского Севера формировали известные писатели: Максимов, Случевский, Пришвин, Горький. В осмыс лении JI.T. Пантелеевой, Э.К. Лявданского, Л.Д. Шаховой, О.Д. Родченко, их творчество стало неотъемлемой частью мурманской литературы. И в дальнейшем наряду с местными авторами критики исследуют творчество Паустовского, Симонова, Пикуля, Рубцова. В XX веке литература Коль ской земли включается в европейское культурное пространство благодаря книгам норвежца Грига, датчанина Андерсена-Нексе, немца Юнга, шот ландца Маклина, новозеландца Гловера. Появляются и региональные авто ры, чьи произведения становятся широко известны (Маслов, Блинов, Ро манов, Колычев). Литературоведы анализируют художественное творчест во местных писателей в контексте сочинений Бунина, Лонгфелло, Лондо на, Конрада, Фолкнера, Мелвилла, Хемингуэя. В XX веке художественное творчество коренного народа Кольского полуострова - саами опиралось на самобытную мифологию и фольклор, в основе которых известная мифоло гема - человек и северная природа. Современная цивилизация мало отра зилась в поэтических образах Вороновой или Бажанова, однако это не при вело к изоляции саамской литературы. Она не растворилась в художест венном пространстве русской и европейской литератур, её обошли сторо ной процессы, характерные для мультикультурализма (метизация, гибри дизация, маргинализация). Художественная словесность саами, сохранив шая индивидуальность, получила читателей благодаря переводам на мно гие языки. Л.Т. Пантелеева отмечает, что «мерилом отражения действительно сти в мурманских произведениях непременно выступает реалистическая правдивость, художественная истина» [Пантелеева, 2004, с. 5]. Однако верность реализму в творчестве абсолютного большинства местных писа телей была вызвана не столько эстетическими принципами, сколько стремлением сохранить «северную региональную идентичность». Архетип Севера основывается на природных координатах жизни общества и чело века. Становясь смысловым центром литературы, он формирует художест венный мир произведения, диктует систему образов, тематику, воссоздаёт модель времени и пространства, предполагает своеобразие поэтики. Архе тип Севера воспроизводится и повторяется как самодостаточный эстетиче ский канон, постоянно изменяющийся в своих вариантах. Благодаря нему и сохраняется самобытность региональной литературы Кольского Севера. 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz