Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

Зрелая региональная литература, связанная с духовным опытом соб­ ственной нации и художественными ценностями других народов, обретает ещё одну форму идентичности - она становится частью всемирной литера­ туры. Каждая литература по-своему преодолевает региональную и нацио­ нальную изолированность, свой путь есть и у литературы Кольского Севе­ ра. Изначально подходы к изображению российского Севера формировали известные писатели: Максимов, Случевский, Пришвин, Горький. В осмыс­ лении JI.T. Пантелеевой, Э.К. Лявданского, Л.Д. Шаховой, О.Д. Родченко, их творчество стало неотъемлемой частью мурманской литературы. И в дальнейшем наряду с местными авторами критики исследуют творчество Паустовского, Симонова, Пикуля, Рубцова. В XX веке литература Коль­ ской земли включается в европейское культурное пространство благодаря книгам норвежца Грига, датчанина Андерсена-Нексе, немца Юнга, шот­ ландца Маклина, новозеландца Гловера. Появляются и региональные авто­ ры, чьи произведения становятся широко известны (Маслов, Блинов, Ро­ манов, Колычев). Литературоведы анализируют художественное творчест­ во местных писателей в контексте сочинений Бунина, Лонгфелло, Лондо­ на, Конрада, Фолкнера, Мелвилла, Хемингуэя. В XX веке художественное творчество коренного народа Кольского полуострова - саами опиралось на самобытную мифологию и фольклор, в основе которых известная мифоло­ гема - человек и северная природа. Современная цивилизация мало отра­ зилась в поэтических образах Вороновой или Бажанова, однако это не при­ вело к изоляции саамской литературы. Она не растворилась в художест­ венном пространстве русской и европейской литератур, её обошли сторо­ ной процессы, характерные для мультикультурализма (метизация, гибри­ дизация, маргинализация). Художественная словесность саами, сохранив­ шая индивидуальность, получила читателей благодаря переводам на мно­ гие языки. Л.Т. Пантелеева отмечает, что «мерилом отражения действительно­ сти в мурманских произведениях непременно выступает реалистическая правдивость, художественная истина» [Пантелеева, 2004, с. 5]. Однако верность реализму в творчестве абсолютного большинства местных писа­ телей была вызвана не столько эстетическими принципами, сколько стремлением сохранить «северную региональную идентичность». Архетип Севера основывается на природных координатах жизни общества и чело­ века. Становясь смысловым центром литературы, он формирует художест­ венный мир произведения, диктует систему образов, тематику, воссоздаёт модель времени и пространства, предполагает своеобразие поэтики. Архе­ тип Севера воспроизводится и повторяется как самодостаточный эстетиче­ ский канон, постоянно изменяющийся в своих вариантах. Благодаря нему и сохраняется самобытность региональной литературы Кольского Севера. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz