Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

ший Советский Союз, советские вожди, «самый красивый в мире гимн», некогда « могущественная империя, богатая ресурсами и культурой» [Хен- риксен, 2011, с. 10-11], хоккей и даже мурманский «Алёша» с вечным ог­ нём. Однако, реальные проблемы далеки от шаблонного восприятия. На­ пример, особенности межнациональных браков (Лиллиан Страндли «По шкале от одного до десяти», Ингерборг Арвола «Внезапная оттепель). Раз­ ница менталитета, психологии, привычек приводит героев к враждебности, а их союзы к разрушению. Социальная напряжённость рождается из пред­ ставлений норвежек о том, что русские женщины охотятся не только за местными мужчинами, но ищут обеспеченной жизни, не прилагая усилий, а ещё они легко рожают детей и в этом смысле - под угрозой «чистота норвежской нации». Во многих рассказах норвежских авторов обсуждают­ ся вопросы сохранения саамского этноса, его языка и культуры («Мешок Атле» Агнес Хеда, «Чужой язык» Марит Р. Мадсен). Особая тема - интер­ претация событий второй мировой войны глазами норвежцев и россиян. Заметим, что позиции скорее сближаются, чем расходятся. В рассказах норвежцев и русских война - это история спасения советского солдата норвежской девушкой, любовь, ребёнок, неизбежное расставание навсегда и желание внуков найти родных на чужой стороне (Вильфрид Ингила «Остров вне одиночества», «Судьба-судьбинушка» Олега Леконцева). Зву­ чит тема расплаты во времена холодной войны норвежского партизана за помощь русским («Мальчик, который ненавидел переправляться на паро­ ме» Вигдис Вованг). Есть два произведения, в которых действительность предстаёт как трагическая и одновременно гротескная, и это выводит повествование на уровень философского осмысления жизни. В рассказе «На границе» (Алек­ сандр Улай Корснес) вполне мирная тема - рыбалки, да вот только неза­ дачливый рыбак в азарте поймать сёмгу оказывается на середине погра­ ничной реки, и его расстреливают солдаты норвежского и русского отря­ дов. «Его приятели, рыбаки и солдаты удивлённо наблюдают за тем, как он медленно плывёт вниз по стремнине со своим самым большим уловом, словно гордый предводитель викингов в своём последнем походе вдоль Границы, выплывая из устья по направлению к морю» [Корснес, 2011, с. 149]. Образ границы расширяется и становится чертой между известным и запредельным, между жизнью и смертью. А в рассказе Дмитрия Ищенко «Антиутопия “Баренц 2033”» автор Доводит до абсурда тенденции враждебности и агрессии, как если бы в Ба­ ренцевом регионе разгорелись военные действия. Книга, несомненно, отражает самые наболевшие проблемы жизни на Севере Европы, её отличает публицистический пафос, но в то же время и некоторая художественная неоднородность, поскольку не все писатели - профессионалы, для кого-то это дебют в литературе. Поставленные вопро­ сы не имеют однозначных ответов, прочитывается желание искать взаимо­ 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz