Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

§ 4. Совместные издания писателей Баренц-региона. Концепции инаковости, разнообразия, границы, идентичности, наднационального единства Перевод литературы в эпоху глобализации означает не только жела­ ние познакомиться с новыми авторами и чужой культурой, а стремление к поиску идентичности всех, живущих на Севере. В этом смысле беспреце­ дентно издание в 2001 году антологии писателей Баренц-региона «Здесь начинаются дороги», объединившей творчество поэтов и прозаиков четы­ рёх государств и переведённой на семь языков (русский, шведский, фин­ ский, норвежский, северосаамский, торнедальский финский и ненецкий). Руководитель проекта Герда Хелена Линдскуг отмечала, что литераторы каждого региона самостоятельно отбирали произведения в сборник. Тем интереснее наблюдение редактора Валерия Лемесова о том, что книга по­ лучилась целостной, поскольку писателей объединила мысль, что «Север - край, где вечный зов корней сильнее любых политических границ». И он добавляет, что эта книга предполагает поиски «дорог, которые пролегли между людьми, между культурами, между современностью и традицией». [Лемесов, 2001, с. 5-6]. Заметим, что речь идёт и о понимании роли лите­ ратуры как хранительницы духовного, нравственного, эстетического содер­ жания культуры каждого этноса и идентичности всех, живущих на Севере. Прежде всего, в книге возникает общая модель северного мира - в его основе образ северной природы и повторяющийся цикл жизни космоса, людей, зверей, отражённый в фольклоре. Шведская писательница Дага Нюберг в стихотворении «О, Север мой!» выразила суть жизни на Севере через образный строй, знакомый каждому: О, Север мой, хрустальный цельный мир, где шествуют по кругу солнца, луны... Лось и медведь, и человек, и сиг, вьюрки, пеструшки - все идут по кругу... Здесь тянутся друг к другу за спасеньем, здесь понимают лишь язык любви. Нет слов для смертной северной тоски, для тени от земной наклонной оси, для ночи белой и сполохов чуда [Нюберг, 2001, с. 37]. Северян объединяет и отношение к природе: она и родная земля, и безбрежное холодное пространство. Об этом проза Свена Локко и стихи Виктора Тимофеева, Владимира Сорокажердьева, Ниило Раухала, Йорма Этто. О беззащитности природы перед напором цивилизации чаще пишут ненецкие и саамские авторы. Цивилизация опасна ещё и тем, что порожда­ 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz