Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
который гудел в крови их отцов. Но едва мало-мальски налаживалась жизнь, едва поднимался взгляд выше куска хлеба, и сразу же этот кусок вставал поперёк горла. И не масла уже не хватало, а того ветра» [Маслов, 2004, ч. 2, с. 150]. Как пишет Пантелеева, «Маслову свойственно обост рённое чувство правды, которое уходит своими корнями в этический и эс тетический опыт народа». Он пишет страстно и лирично, используя «жи вое и бесконечно многообразное в своих оттенках поморское слово» [Пан телеева, 2004, ч. 2, с. 156]. Человек, по Маслову, входит в большой мир со своей индивидуальной идентичностью, понятие народа складывается, как у Толстого, из множества судеб и волеизъявлений. В представлении писа теля, глобальный мир и современная цивилизация уничтожают в человеке главное - нравственную связь с родной землёй и своим народом. Не слу чайно, именно Виталий Семёнович Маслов становится инициатором воз рождения Праздника славянской письменности и культуры в России. Николай Колычев, несомненно, поэт почвы, его традиции - от Коль цова, Есенина, Рубцова. Образность, метафоричность, темы и интонации его поэзии традиционно русские и христианские. Любовь к родине и жиз ни, страдание и сочувствие человеку, духовные искания - вот основа его стихов. Опять под слёзным небом распростёрты Печальные дожди - по всей России. И я брожу, с последних листьев жёлтых Сцеловывая капли дождевые. Спаси меня, земля! Я так устал, Живя во зле. Я болен жаждой мщенья, А от тебя исходит доброта. Прости меня и научи прощенью [Колычев, 2004, ч. 2, с. 300]. Край земли, край, моря, край света... Вот таким тебя и люблю. Неспроста родился я в этом Городе на самом краю [Там же, с. 305]. Лирический герой Колычева в поисках нравственного смысла жизни, её природной красоты, он отзывчив и на добро, и на чужое горе - в общем, традиционный для русской литературы персонаж, сохраняющий в своем сознании и поступках идентичность русскому национальному характеру. Роман современной норвежской писательницы Ханне Эрставик «Любовь» рассказывает об утрате традиционных ценностных ориентиров, о разрушении глубинной модели поведения и системы архетипов, которые лежат в основе национального характера норвежцев. Эрставик создаёт впечатляющую картину мультикультурного мира, лишённого основы. Как 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz