Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
§ 2. Литература коренных жителей Кольского полуострова - саами в XX веке. Процессы самоидентификации и глобализации Расцвет словесности, в целом, способствовал рождению современ ной литературы коренных жителей Кольского Севера - саамов, в 2010 году ей исполнилось 20 лет. Саамская литература существует на саамском и русском языке. Современные саамские писатели - люди не только грамот ные, но и в большинстве своём с высшим образованием и опытом жизни в больших городах России. В конце 70-х годов учительница из Ловозера Александра Андреевна Антонова создаёт саамский букварь, она переводит на саамский язык книги Бажанова и Большаковой, стихи русских поэтов. И тем не менее поэзия и проза кольских саамов сохраняет свою идентич ность и в содержании, и в образном строе традиционному многовековому укладу жизни, созданной ими «арктической цивилизации», где современ ный мир - только фон древнего уклада жизни. Исследователи саамской литературы (Пантелеева, Большакова, Смирнов) отмечают сквозные моти вы и главные темы творчества саамских писателей, по словам замечатель ной поэтессы Октябрины Вороновой, это «солнце, тундра, река, мать, отец, земля», и конечно, олени и сам оленный народ. Как полагает Л.Т. Панте леева, основу духовного сознания саамского народа определяет мифотвор чество. Мироощущение саамов-писателей сохраняет фольклорное начало. Первым саамским автором, написавшем книгу стихотворений об оленном народе (на русском языке), стал Аскольд Бажанов. Современный человек, всю жизнь проработавший на горно-обогатительном комбинате, Аскольд Бажанов тем не менее в своей поэзии воспевает солнце, северную природу, сполохи, у него «солнечный ветер» порождает «зелёное сияние», а над «замёрзшею тундрой всходит солнце - Большая Звезда» [Бажанов, 2004, ч. 1, с. 109-112]. В повести «Белый олень» северное сияние уносит на небо молодца, которого разыскивает невеста. В творчестве кольских саамов со временная цивилизация находит отражение лишь тогда, когда угрожает извечному ладу жизни, так например, возникают темы войны и оскудения земли, тундры, но и эти темы сохраняют традиционные художественные характеристики. Обратим внимание на творчество талантливой саамской поэтессы Ок тябрины Вороновой (1934-1990), которая считается первым профессиональ ным писателем саамской литературы, многие полагают, что «саамская ли тература родилась с выходом её книги стихов «Ялла» (1989). Получив выс шее образование в Ленинграде, поэтесса испытала влияние не только саам ской, но и русской культуры, однако язык её поэзии - родной, саамский, как и мироощущение. Русский язык, возможно, способствовал обогащению смыслов и образного строя её поэзии. Через традиции саамской культуры и фольклорные образы передаёт Октябрина Воронова основную мысль сво 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz