Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

ли, её открытость всем морям, ветрам и странам способствовали более вольному и широкому взгляду на мир, чем в материковой зоне. Заполяр­ ные тяжёлые зимы, шторма и морская работа воспитывали черты северно­ го характера, без которых было не выстоять» [Блинов, 2004, ч. 2, с. 61]. В рассказе «Вершина Ян-Майена» вечная тема - «старик и море» - раскрывает быт и поэзию северной жизни: «Старик влезает в китель... Он выпрямляет его спину, подбирает живот... Старик молодеет, прямо дер­ жится голова, светлеют глаза. Он снова здоров, крепок, спокоен. Многие годы корабль был его жилищем, теперь жилище стало его кораблём. Он выходит на белое крыло мостика. В лицо дует свежий нордовый ветер. Плывёт навстречу берег залива, и снежные сопки салютуют ему открыты­ ми створами» [Там же, с. 51]. В повести Блинова «Последний бич» морская жизнь лишена роман­ тики, рыбный порт становится моделью современного потребительского общества, а главный герой - бич Веня, лишившийся по пьяному делу до­ кументов и живущий в порту, является воплощением «естественного чело­ века», робинзона с его нормативно-нравственными ценностями. В порту Веня бьётся насмерть с «сытой, наглой нечистью», а выходит - зря, ему не изменить социальные законы. Знакомые Вени, живущие за пределами пор­ та, в городе, имеют одни материальные интересы, на вопрос о смысле жиз­ ни рассказывают о квартирах, отпусках, машинах. В последних по времени повестях и рассказах писателя зло и спра­ ведливо высмеиваются меркантильные люди, он сожалеет об утраченных ими нравственных ориентирах. В этих книгах преобладает негативное от­ ношение автора к современному поколению, положительные герои не очень убедительны в своих исканиях правды, может быть, потому что не сохранили наивность, да и просто мужское благородство, свойственные хотя бы бичу Вене. Нравственная проблематика, испытание героев морем и профессией военного моряка в центре драматургии и киносценариев Леонида Алек­ сандровича Крейна (1935-1995). Как корреспондент флотской газеты он знает и описывает будни флотской службы, бесконечные переезды и сме­ ны гарнизонов, семейные проблемы военных моряков. Он подчёркивает не только профессионализм, но и интеллигентность советских офицеров. Пи­ сатель размышляет над смыслом вечных ценностей в России 90-х годов, утратившей стабильность. В послесловии «от автора» к кинороману «Ад­ мирал» он пишет: «И какие бы ни нагрянули новые времена, какие бы ни свершились перевороты, им не перечеркнуть эти уже состоявшиеся жизни (имеются в виду персонажи - военные моряки), не переписать набело уже сложившиеся судьбы. От этого не уйдёшь, да и не надо, нельзя уходить. Потому что было именно так, не иначе. А будет... Пусть будет лучше. На­ до, просто необходимо, чтобы было лучше, светлей, человечней» [Крейн, 2004,4. 2, с. 105]. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz