Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

ческую историю, в которой море, корабль, профессия - обрамление чело­ веческой судьбы. Создавая психологические портреты персонажей, объяс­ няя мотивацию поступков, Романов задерживает внимание на нравствен­ ном смысле происходящего. Вот танкер «Балхаш» с поломанным двигате­ лем в разгар Карибского кризиса идёт к Антильским островам, его курсом следует американский военный корабль, провоцируя российских моряков опасными манёврами. Рисуя экстремальную ситуацию, Романов раскрыва­ ет истоки «морского братства» и природу человеческой трусости («Тре­ вожные сутки»), В другой повести два корабля, где капитанами старый помор и его бывший уже ученик, столкнулись в Кольском заливе, направ­ ляясь встречными курсами: «Всё, что можно было затопить, было затопле­ но; всё, что можно было разрушить, было разрушено; и осталось только доложить о случившемся и попытаться вытащить из перекорёженного же­ леза оставшихся в живых людей» («Бабий узел») [Романов, 1979, с. 166]. Море «не простило» молодому капитану небрежности, погружённости в личные переживания - он виновник трагедии, поскольку капитан за всё в ответе. Жизнь и судьба капитана корабля - композиционный и сюжетный центр книги. Древнейшая тема рока, связанного с морской стихией, соотносится в повестях с современной и острой для своего времени проблематикой. Не­ сколько сухая производственная тема уравновешивается лирической инто­ нацией. Шестидесятые годы - время оттепели, герои спорят о бессмыслен­ ности жёсткой дисциплины и стремлении к воле, о праве личности на сво­ бодомыслие (они слушают «Голос Америки» - единственно доступную в море радиостанцию), о приоритете образования над опытом, о выполнении плана. Однако спор поколений не перерастает в непреодолимый конфликт, поскольку молодёжь - дети войны, а «старики» - недавние фронтовики, для тех и других слово Родина - свято. Есть ещё одна особенность, которая роднит всех писателей-маринистов, её определил Артюр Рембо в стихо­ творении «Пьяный корабль»: «С тех пор я был омыт поэзией морей». «По­ эзия моря» выразилась в стилистике книги, сочетающей натурализм, яр­ кость деталей и событий с лирическими переживаниями и романтической символикой. И сами герои Романова, вольные, непрактичные, оторванные от земной реальности, - одновременно надёжны в море и беспомощны на суше, они подчиняются противоречивым импульсам. Наивные и эгоистич­ ные, возвышенные, не от мира сего, они бывают непреднамеренно жесто­ кими, резкими, а их поступки иррациональными. Эти герои «одной крови» с персонажами Мелвилла, Станюковича, Конрада, О’Нила... Особо в повестях обозначается тема Мурманска. Воротами города в большой мир становится порт, торговый, рыбный: «На севере путина все­ гда, когда есть рыба, то в одном конце моря, то в другом, а то сначала в Норвежском, а потом к американскому плоскому острову Сейбл, на Джор- джес-банку, к Флемиш-капу, или вообще на Патагонский шельф, или в аф­ 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz