Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

чужаков, драматичен: город остаётся без власти и защиты. Изображённая ситуация, на наш взгляд, мало согласуется с традиционными для русских убеждениями. И как быть со свидетельством Франца Юнга, посетившего Мурманск в мае 20-го года и вспоминавшего о том, что «Мурманск всего за несколько недель до того был освобождён от английских оккупантов. Есть было нечего ни красным, ни белым, ни милиции, ни комиссарам, ни гостям правительства. Англичане, уходя, основательно разрушили все склады запасов. И было ужасно холодно». И в очерке Андерсена-Нексё ан­ гличане предстают как оккупанты. Оккупантами предстают союзники и в романе Колбасьева. Историческое время и сюжет в романе движутся в зависимости от выбора героями своей позиции по отношению к Родине, а вот этический смысл истории остаётся не ясным. Катарсис не состоялся, но есть элегиче­ ская кода - прощание с прежней Россией. Уходящая эпоха отразилась в образе Даши, в облике которой угадываются черты тургеневской и бунин­ ской девушки, в чеховском персонаже - интеллигенте Каретникове, в об­ ращении героев к песням Вертинского, поэзии Гумилёва, Блока, музыке Скрябина. Заметим, что независимо от желания автора, его роман «Мур- манцы» становится частью мультикультурного процесса, связанного с пе­ ресмотром исторического и литературного канона. В этом отношении ин­ тересно было бы его сравнить с романом известного американского писа­ теля Эдгара Доктороу «Марш» (The March, 2004), в котором автор отрица­ ет общеизвестные представления о событиях времён Гражданской войны и отмены рабства в США. Тот же приём многоголосия, соотнесённости про­ тивоположных точек зрения, отрывочность сюжетных линий, незавершён­ ность сюжета, финал, понятный только в контексте событий XXI века. По­ добная стилевая форма исторического романа характеризует то, что по­ стмодернисты называют «эпистемологической неуверенностью», отсутст­ вием ясной системы базовых ценностей. Таким образом, жанр исторического романа, как он представлен в региональной литературе, выходит за рамки географической границы и становится частью мирового литературного процесса, независимо от того, сколько у книги читателей. Мы можем говорить о двух типах романа, с одной стороны, роман, стремящийся к законченности эпоса («Кола»), а с другой, - открытая, диалогическая, незавершённая форма («Мурманцы»), Б. Морская тема Морская тема, древнейшая, в письменной литературе Кольского Се­ вера известна с XIX века, а в сказках - с незапамятных времён. Основу её составляет изображение жизни поморов. В передаче Пришвина, поморы - «цвет русской нации... живущие здоровой, весёлой, свободной жизнью», азартные, храбрые в море, разудалые на берегу. «Между этими людьми, - 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz