Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

чен. Это рассказ о городе, который практически с тех лет не сохранился, об атмосфере жизни, которую можно только представить, о людях, созданных авторским воображением. Заметим, что образ Мурманска революционных лет и воссоздание атмосферы жизни северного города в хаосе безвластия - наиболее, на наш взгляд, художественно удачны. Ассоциативно роман Коржова соотносится с булгаковской «Белой гвардией»: город на краю России, переходящий из рук в руки, главный герой - интеллигентный офицер, выбирающий Роди­ ну, а не чужбину. Эта ассоциация не случайна - Алексею Кольцову, как и Алексею Турбину, судьбоносный смысл революционных событий пока ещё не ясен. Мысленный диалог с Булгаковым напоминает о незавершён­ ности исторического времени, о событиях вне географических координат. Северный Мурманск в изображении Коржова становится многознач­ ным символом. Это город - фантом, почти не видный во мраке полярной ночи, город - «подводная лодка», город бесконечной зимы, город - «гулкий, бездонный колодец», полный чёрной воды, в которой в конце ро­ мана тонет герой. Город - «страшной бездны на краю», жизнь в котором смертельно опасна. Поэтому так много в романе оборванных сюжетных линий, персонажей, которые появляются и исчезают эпизодически. Этот художественный приём рождает ощущение многоголосия, пространства, населённого множеством людей, мы понимаем, что речь идёт о России. Хор голосов, в котором участвуют матросы и офицеры, поморы и лопари, чиновники и духовенство, англичане и русские, красные и белые, характе­ ризуется единой мелодией, её смысл - судьба Родины и человека. Единст­ во повествованию придаёт сквозная сюжетная линия любви лейтенанта Кольцова и Даши Сазоновой, которая также драматически обрывается. С многоголосием и многоплановостью романа связана и так называемая «анфиладная композиция» (термин Д.С. Лихачёва), когда объединяются эпизоды из разных периодов жизни героя в Мурманске. В целом, они ха­ рактеризуют привычный для города в начале XX века уклад жизни, а мо­ жет, и хаос бытия: расчистку от снега железной дороги, быт поморской семьи, мародёрство, бесчинство союзников, фортепьянный концерт в «анг­ лийском доме», спортивные соревнования... Вообще, многие вопросы, поставленные в романе, не потеряли со временем своей остроты. Помня, что в гражданской войне не бывает побе­ дителей, Д.В. Коржов старается изобразить противников психологически и этически многомерно и в то же время даёт понять, на чьей стороне его симпатии. Автор стремится сохранить закон эпического равновесия, урав­ нивая всех перед роком, рассуждая о прошлом с позиции нынешнего вре­ мени, примирившего врагов. Однако этический смысл истории так и не проясняется, поскольку, например, как правильно назвать англичан - со­ юзниками или оккупантами? Для лейтенанта Кольцова (во многом, альтер эго автора) уход из Мурманска союзников, пусть наглых, высокомерных, 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz