Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

повествования, Купер в предисловии к “Пионерам” пишет, что «строгое следование фактам, непременное в истории и путевых очерках, убивает произведение» [Шейнкер, 1968, с. 47]. Вальтер Скотт предваряет роман «Ричард-Львиное Сердце» размышлениями о том, что эпоха средневековья даёт «материал для чрезвычайно интересного романтического произведе­ ния» и что «нарушение исторической правды составляет одно из непре­ менных условий искусства» [Скотт, 1993, с. 7-11]. Вымысел позволяет воспроизвести историческое событие как многомерное, через реконструк­ цию уклада жизни, бытовых реалий, домысливание человеческих взаимо­ отношений. Автор с помощью художественного воображения решает и бо­ лее сложную задачу, которую весьма точно определил Дэвид Дайчес - один из самых известных в Англии специалистов по творчеству Скотта. Он пишет: «Обыкновенные люди (значит, вымышленные герои), подхвачен­ ные историческими событиями, к которым они непричастны и которых за­ частую до конца не понимают, действуют соответственно их характеру и обстоятельствам. И часто именно эти обыкновенные люди... воплощают у Скотта истинное направление исторического развития» [Дайчес, 1987, с. 97]. Автору необходимо отразить «направление исторического развития» как своеобразную философию истории. Заметим, что при зарождении жанр исторического романа основывался на вере писателя в этический смысл истории. Об этом свидетельствует творчество Скотта, Купера, Гоголя, Пушкина, а позднее и Толстого. Рождение жанра исторического романа в региональной литературе предполагает высокий уровень обобщения худо­ жественного материала. Этот жанр впитывает в себя опыт предшествую­ щей европейской и русской литературы, имеет собственный устойчивый канон. Жанр исторического романа становится актуальным, когда в на­ стоящем появляются социальные проблемы, не находящие сиюминутного разрешения, и тогда через призму истории автор обращается за ответом к универсальным ценностям бытия. Жанровый канон исторического романа требует от писателя философского осмысления прошлого («определённые вечные идеи-эйдосы», по определению Н.Д. Тамарченко) [Тамарченко, 2004, с. 390] и зрелого мастерства. Роман Бориса Викторовича Полякова (1930-1936) «Кола» был издан в 1983 году, наступало время перестройки, пересмотра духовного опыта, ломки устоявшихся традиций. В основе сюжета —реальное историческое событие - сожжение Колы английским фрегатом «Миранда» в августе 1854 года во время Крымской войны. Крымская война традиционно в соз­ нании россиян связана с героической обороной Севастополя и «Севасто­ польскими рассказами» Толстого. Сопряжение этих реалий расширяет гео­ графическое пространство романа, Кольский полуостров и Крым очерчи­ вают границы России, Север становится частью большого мира. Однако герои на протяжении всего романа будут с горечью обсуждать «ненуж­ 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz