Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
спутанно, как становление, как непрерывное движение в реальное буду щее, как единый всеохватывающий и незавершённый процесс» [Бахтин, 1986, с. 417]. Жанрообразующая «незавершённость, открытость» романа вызывает ряд художественных проблем, одна из них —изображение и ин терпретация исторического времени. Известный литературовед Н.Д. Та- марченко пишет о роли персонажа в процессе движения истории, о «воз можности выбора людьми реального исторического будущего» и неожи данности и неоднозначности «плодов этого выбора» [Тамарченко, 2004, с. 378]. Выбирая судьбу, герои, согласно мнению Тамарченко, создают им пульс для движения исторического времени, одновременно рождается сю жет и образный строй произведения. Писатель решает, какими способами изобразить прошлое, поскольку модель мира в романе должна быть исторически достоверна. Бахтин счи тает, что воссоздание прошлого не предполагает его модернизации. «Со временность... остаётся в самой форме видения, в глубине, остроте, широ те и живости этого видения, но она вовсе не должна проникать в само изо бражённое содержание, как модернизирующая и искажающая прошлое си ла. .. Подлинный облик прошлого - это чужой язык чужого времени» [Бах тин, 1986, с. 417]. На объективно существующую взаимосвязь прошлого и настоящего в исторических жанрах указывают и литературоведы, и сами писатели. Ис следуя генезис жанра в русской литературе, Д.С. Лихачёв полагает, что прошедшее в историческом повествовании XVI и XVII веков «восприни малось как отодвинувшееся в прошлое настоящее - со всей его медлитель ностью развития» [Лихачёв, 1971, с. 321]. Литературовед В.Н. Шейнкер в монографии о творчестве Купера констатирует: «То, что изображалось в “Пионерах”, было одновременно и историей, и современностью... И исто рия выступала в роли «наставника современности» [Шейнкер, 1968, с. 10]. Вальтер Скотт, создавая исторические романы, вмешивается в повествова ние с авторскими комментариями событий, традиций и нравов с позиции их более поздней интерпретации. Автору исторического романа необходи мо искать художественное равновесие в изображении прошлого как «чу жого времени» и его современного прочтения. Исторический роман является художественным повествованием, а значит, объединяет документальную основу с авторским вымыслом. Лиха чёв пишет о противостоянии «документального изображения прошлого в летописных сводах и тенденции к реконструкции прошлого в связных ли тературных рассказах», известном ещё в литературе Древней Руси: «лите ратура одолевала документ» [Лихачёв, с. 304]. Это было неизбежно, по скольку художника интересует не столько историческое событие, сколько характеры, поступки и судьбы людей, принимающих в нём участие. В ро мане художественное время теряет линейность, становится многомерным, отражает причинно-следственные связи. Отказываясь от документального 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz