Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

вевшие гвозди. Вот и всё, что сохранило время». Поэт рассуждает: «Инте­ ресно, почему этот мыс называется Монастырский? Название намекает, что он относился к владению Печенгского монастыря. А может, там по­ стройки монастырские были. Опять же, обрати внимание, мыс Монастыр­ ский, а губа за ним Корабельная и три Корабельных ручья. Видно, подхо­ дящее для жизни место было... Монастырский мыс и губа Корабельная выглядят так, будто только что сошли с картины талантливого художни­ ка...» [Орешета, 1998, с. 43]. Так было в прошлом, а в настоящем путеше­ ственники видят заброшенные, разрушенные и разграбленные постройки, причем, совсем недавние. Смирнов, коренной помор, вздыхает: «Что с на­ ми стало? Почему такое отношение к труду, к земле? Ну не нужно это во­ енным, взяли бы и передали рыбакам... Ох, нет хозяина у землицы» [Там же, с. 44]. В сознании писателя объединились историческое время и день сегодняшний, поэтическое видение мира и реальный взгляд на жизнь. Владимир Александрович Смирнов и сам является автором краеведческой книги очерков «Я живу на Севере», написанных искренне, эмоционально, пристрастно. В каждой главе - картины природы, легенды и сказки, порт­ реты коренных поморов и саами, любование деталью, словом и, главное, живой, богатый смыслом и красками русский язык. Другая тема историко-документальной прозы связана с событиями Великой Отечественной войны в Заполярье. Известный историк, краевед, поисковик Орешета рассказывает о боевых действиях в Заполярье с целью сохранения памяти о прошедшей войне и героях фронтовиках («Гвоздики на скалах», 1989, «Партизанскими тропами Заполярья», 2002, «Тропой партизанской памяти», 2008). Ценность этих книг в том, что автор подаёт документальные факты и исторические свидетельства в форме художест­ венного повествования, где рассказчик-поисковик становится проводни­ ком читателя по местам сражений на Севере в годы Великой Отечествен­ ной войны, знакомит его с героями событий, с трудностями воссоздания правды о войне. Драматическую напряжённость создаёт контраст эмоцио­ нального повествования и подчёркнуто «сухих» фактов из военной исто­ рии. В этом же направлении активно работает и Владимир Васильевич Со- рокажердьев. Главным жанром исторической прозы является роман. Исторический роман предлагает сложную многоплановую модель мира, созданную на пресечении временных пластов, потоков речи, на объединении авторского вымысла с документальными фактами. Этот жанр требует от писателя зре­ лого мировоззрения, ясности мышления, философского склада ума и уме­ ния рассказать интересную историю. Роман - вершина эпических жанров и, по мнению М.М. Бахтина, «лучше всего выражает тенденции нового мира». По мысли учёного, роман изначально, как жанр, обладает историзмом, в нём «время и мир впервые становятся историческими: они раскрываются, пусть вначале неясно и 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz