Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

Они ходят по земле, как работяги, думают, как архитекторы, говорят, как поэты. У них не гладкая жизнь, не лёгкая работа. Они нередко бурчат на свою работу, ругают её. Но другой - не хотят. И жить по-другому тоже не желают. Вы прочтёте эту книгу. Вы узнаете о людях, живущих у нас на Севе­ ре» [Визбор, 1966, с. 4]. Каждый рассказ этого сборника обладает новеллистическим нача­ лом - неординарным событием в центре рассказа, быстро развивающимся сюжетом и занимательностью повествования. Герои рассказов Визбора, в основном, мужчины, поэтому автор использует лаконичные краски и обра­ зы, чёткие описания, короткие ёмкие предложения и диалоги в стиле мод­ ного в 60-е годы Хемингуэя, а в целом, эти художественные особенности позволяют писателю создать психологический портрет северянина, его сильный сдержанный характер. Характер воплощается через мужское за­ нятие, через профессию, Визбор подчёркивает романтические черты и в облике героев, и в их отношении к делу. Вот горный инженер, директор комбината на плато Расвумчорр - Зайчук вспоминает завет отца: «Если те­ бе когда-нибудь представится возможность начать дело с нулевой отметки, с первого кола - иди туда, вбивай свой кол в жизнь, потому что каждый человек на свете должен иметь такое место, где он прошёл первым...» [Там же, с. 176]. Герои рассказов - пограничники, спасшие от гибели медвежонка, ра­ дисты и рыбаки, лётчики, геологи... Есть высокая точка отсчёта человече­ ских поступков - например, мужество геологов, чью палатку ночью засы­ пала лавина («Снег»), Без истерик и трагического надлома они рыли снег до тех пор, пока ладонь через маленькое отверстие ощутила теплоту солнца. Все спаслись, потому что сплотило чувство товарищества. Есть лирика - это когда два радиста с разных кораблей в ночной тишине разго­ варивают о семьях, а вслушиваются все полуночники эфира: «А я сижу в тесной рубке и среди политики и джазов выскребаю два человеческих го­ лоса...» («Частные радиопереговоры») [Там же, с. 29]. Есть и тема культу­ ры, нужна ли она, доступна ли людям прагматичным, жёстким, уставшим от сурового климата Севера? Визбор подчёркивает в своих героях родство с теми, кто не только воевал с фашистами в Заполярье, но и с первыми ро- мантиками-революционерами далёких двадцатых годов, которые стреми­ лись к культуре как источнику лучшей жизни. Радист Алик (он вообще-то скрипач) включает Первый концерт Чайковского матросам, работающим на палубе одиннадцать часов, для настроения, и сам выходит на вахту, по­ могая товарищам справляться с огромным уловом («От бани до бани»). Московского журналиста Аксаута экскаваторщик просит прислать послед­ 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz