Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

Смирнов, Николай Колычев. Своеобразие литературы Кольского Заполя­ рья заключалось ещё и в том, что многие писатели и поэты оказались про­ фессионально связаны с морем (военные, моряки рыболовного и ледо­ кольного флотов): все писатели династии Блиновых, Виталий Маслов, Ле­ онид Крейн, Владимир Матвеев, Владимир Смирнов, Виктор Тимофеев... Природные и социальные условия жизни на Кольском Севере второй половины XX века предопределили и тематику местной литературы. Тему Севера в контексте мифологических архетипов первозданного мира (как у Случевского или Пришвина) сменил образ сурового мира и одновременно родного дома. В этом отношении интересно популярное в 60-е годы стихо­ творение Раисы Мусс «Разговор в вагоне» из сборника «Сердце не забыва­ ет»: Два моряка в вагоне электрички Ругали Заполярье по привычке. Мол, чёрт побрал бы эти холода, Не жить бы в этом крае никогда. С ними согласен пассажир, живущий на юге, он начинает бранить Север и получает отповедь: Два моряка тряхнули волосами: - Сравнил, чудак. Мы - это он и я. Что можно нам - того тебе нельзя! Мы здесь родились здесь и в море тралим. Ругаем сами, сами и похвалим. А если хочешь здесь найти друзей, Про Север худо говорить не смей [Мусс, 1964, с. 19-20]. Литература отражает разнообразие персонажей - всех, обживающих край Ледовитого океана, это рабочие люди, моряки, фронтовики, местная интеллигенция. Сами писатели, вошедшие в литературу в 60-е годы, обла­ дали богатым опытом работы на Севере: ходили в море, трудились в гео­ логических партиях в Хибинах. Вообще такая биография была характерна едва ли не для всех молодых литераторов Советского Союза. Атмосфера жизни «в прекрасном и яростном мире», простое и романтическое воспри­ ятие труда наиболее ярко воплотились в сборнике рассказов Юрия Визбо­ ра «Ноль эмоций» (1966), изданном в Мурманске тиражом 15 ОООэкземп­ ляров. Правдивость жизненных наблюдений писателя, реальность персо­ нажей удостоверяет короткое поэтическое вступление к книге, скорее все­ го, от имени её редактора Александра Тимофеева. Он пишет, что герои Визбора «ведут себя так, как будто они простые. Простые - но не простачки. Далеко не простачки. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz