Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

пожатия. А потом корабли с рёвом зарывались в пучину, почти яростно сверкнув на прощанье «глазами» - окнами своих рубок... Потопленные на PQ-17 всплыли на поверхность моря сразу после войны; тени кораблей- призраков заколебались на горизонте, не выходя в эфир, не стуча машина­ ми... Караван PQ-17 блуждает ещё в океане среди причудливых айсбергов, по чёрной воде медленно дрейфуют мёртвые корабли» [Пикуль, 2004, с. 153]. Отметим лаконизм, почти аскетизм образов Пикуля и Маклина, их эмоциональную силу и живописную выразительность. Метафора корабля и его команды, обречённых на вечные скитания в море, имеет давнюю лите­ ратурную традицию - от античности (Алкей) и романтиков (Кольридж «Баллада о старом мореходе», Лермонтов «Из Цейдлица») и до известного «Пьяного корабля» Рембо. Однако и у английского, и русского писателя эти образы олицетворяют нечто большее, чем трагедию одинокой лично­ сти, здесь - всеобщая судьба народов. Денис Гловер, посетивший Мурманск в 1976 году, вспоминает давнее прошлое в стихотворении «Женщине из Мурманска». И у него на первый план выходит тема подвига в суровых условиях Заполярья («Едва ль воз­ можно умалить / наш вклад (теперь он признан!). Мы сражались / как чер­ ти с горькою морской стихией / и с немцами. Теперь я много старше,/ чем был тогда. Но памятна доселе / мне стужа Заполярья») [Гловер, 1979, 124]. Пикуль, Маклин, Гловер - далеко не единственные авторы, посвя­ тившие произведения теме полярных конвоев. Двадцатилетний Джек Ке- руак в 1942-1944 году был членом экипажа корабля «Манчестер» торгово­ го флота США, который перевозил оружие, самолёты, автомобили в соста­ ве конвоев. Керуак выходил в море и на военных кораблях. В 2011 году был опубликован найденный в архивах писателя его первый роман «Море —мой брат» («The Sea is My Brother»). Керуак рассказывает о поко­ лении молодых американцев, которые в годы войны стремились найти на­ стоящее дело, стать частью морского и фронтового братства. Герои Керуа- ка обсуждают судьбу России, спорят о социализме, участвуют в антифа­ шистской борьбе. В 6 главе романа в контексте разговора матросов о пред­ полагаемом походе упоминается и Мурманск, куда чаще всего заходят во­ енные и торговые корабли. Во время плавания Керуак вёл дневник, о том, что он был на Севере, говорят записи под общим названием «Путешествие в Гренландию». Пока не опубликован архив писателя, нельзя с уверенно­ стью говорить о его посещении Мурманска, возможно, этот факт и найдёт в дальнейшем подтверждение. Военная тема в книгах писателей-фронтовиков сохранила традици­ онные для литературы Кольского Севера образы суровой заснеженной природы и воплощение русского национального характера, как он сложил­ ся в произведениях прошлых лет, а теперь в экстремальных условиях вой­ ны ярче проявился его героический и патриотический пафос. Существует единство творческого подхода к изображению темы войны и человека на 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz