Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

ского подвига моряков. Он включает записи командиров, судовые журна­ лы, свидетельства очевидцев и историков, его герои - моряки и корабли. Эмоциональное авторское повествование становится антитезой бесстраст­ ным документам: «Даже поверженный и разбитый, сквозь взрывы торпед и бомб, сквозь злорадное бахвальство Геббельса, сквозь адское пекло пожа­ ров, захлёбываясь водой и мазутом, обмороженный и обгорелый, караван PQ-17 всё-таки идёт к нам» [Пикуль, 2004, с. 135]. Роман Маклина - художественный рассказ о реальных событиях, в котором вымышленные персонажи имеют прототипов. Натуралистически достоверно и одновременно поэтически автор описывает условия зимнего арктического похода каравана английских судов. С тяжёлым чувством рас­ сказывает о гибели каждого корабля и героизме моряков, не забывая важ­ ные детали, как и Пикуль, фиксируя время поминутно. Эти книги объеди­ няет и торжественная интонация, создающая у читателя ощущение вели­ чия происходящего, грандиозности подвига, высокого смысла каждой ут­ раченной жизни. Бескрайность и безмолвие океана, титаническая битва, кипящая в его водах, напоминают страницы гомеровской «Илиады». В обоих романах есть почти музыкальная кода, завершающая тему смерти, минута молчания, которая возводит мгновения трагедии в форму мифа. В книге Маклина - это описание спасшихся от бомб и замерзших в условиях Крайнего Севера английских моряков: «’’Адвенчурер” был тор­ педирован перед самым заходом солнца. Три четверти экипажа и с ними двадцать моряков, снятых с “Плантера”, спаслись на шлюпках. Месяц спу­ стя фрегат “Эшер” обнаружил их у бесплодных стылых берегов острова Медвежий. Три шлюпки, соединённые между собой перлинем, упорно продвигались к северу. Капитан, прямой и неподвижный, всё ещё сидел у руля, высохшей рукой сжимая румпель и вперившись невидящим взглядом пустых глазниц в далёкий навеки утраченный для него горизонт. Осталь­ ные моряки сидели или лежали в шлюпках, а один стоял, обняв мачту. По­ черневшие от солнца губы их были растянуты в жуткой улыбке. Вахтен­ ный журнал лежал возле капитана. В нём не было ни одной записи: все за­ мёрзли в первую ночь. Ледовый барьер - это край великого безмолвия, где царит первозданный покой, тишина и вечный холод. Возможно, они и по­ ныне блуждают там, мертвецы, осуждённые на вечные скитания» [Маклин, 1991, с. 113-114]. Последние страницы роман Пикуля - это реквием по погибшим ко­ раблям, звучащий уже в вечности: «Корабли, как и люди, умирали по- разному.., Иные встречали смерть в торжественном молчании, только по­ том из-под воды слышался долгий зловещий гул - это взрывались раска­ лённые котлы, не выдержавшие объятий холода. Другие жалобно стонали сиренами, их конструкции разрушались с грохотом; разломленные попо­ лам корабли сдвигали в небе свои мачты - словно руки для предсмертного 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz