Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

занимаются гимнастикой. Он видит сильные подвижные тела, крепкие му­ скулы и задаётся вопросом: «Откуда они берут пищу? Где же эти стучащие костями скелеты, которыми мировая пресса заселяет не только голодные области, но и всю Россию? Где подавленный терроризируемый народ?». Нексё сравнивает свои впечатления от России с ситуацией в Германии, ко­ торая тоже пережила революцию и войну, но там «лица людей серы, сами они худы, безнадёжно поникли их головы, ибо... с каждым днём становит­ ся всё хуже и хуже». Писатель ожидал найти Россию в упадке, а «тут иг­ рают, поют и смеются: я никого не вижу, кто бы сгибался под невидимым ярмом». Он предполагает, что жизненные силы живущим на Севере людям придаёт ощущение свободы и вера в будущее, для которого они и работа­ ют. Нексё сравнивает практицизм европейцев с духовностью русских. В его понимании, вера русских подобна универсальному закону жизни, ко­ торый вызывает рост, движение всех основ бытия. Материальный же про­ гресс, по Нексё, не способен к рождению нового, а «значит, самое боль­ шее, что мы можем сделать, это - на аэроплане отвезти нашу цивилизацию на кладбище» [Андерсен Нексё, 1962, с. 292-300]. Первые впечатления, самые сильные, будут в дальнейшем скорректированы непростыми собы­ тиями нашей истории, но тема «удивительного Мурманска» возникнет в творчестве Нексё ещё не раз. Будучи рационалистами, европейцы удивлялись фантазиям русских, которые они стремились воплотить в жизнь. Знаменитый норвежский пи­ сатель Нурдаль Григ, посетивший Мурманск в 30-е годы, увидел, что в бревенчатом, ещё неважно обустроенном в бытовом смысле городе, стро­ ятся два «громадных здания - электростанция и театр (точнее, Дворец культуры)». В очерке «Театр и жизнь» Григ отмечает, что «вся страна ох­ вачена непоколебимой жаждой культуры. Всюду растут новые театры. В городах и деревнях искусство будет говорить с людьми, бессмертное - с жизнью» [Григ, 1962, с. 306-307]. Русский человек в овладении культурой в послереволюционные годы видит подлинный смысл своего существова­ ния. Культура для него как расширение горизонтов жизни, как постижение прежде недоступного и прекрасного мира, как источник собственного рос­ та. Материальное он добудет, привык трудиться, а вот культура - это меч­ та, пришедшая с революцией. Вероятно здесь, на Севере, процессы роста, строительства новой жизни казались особенно впечатляющими в условиях сурового климата и первозданной природы, а русский человек представ­ лялся полным физической силы и мощной духовной энергии, способным не просто выживать, но и совершать подвиги. Замечательный немецкий писатель, авангардист и революционер Франц Юнг оказался в Мурманске 1 мая 1920 года. Вместе с товарищем они пробрались на рыболовецкое судно «Сенатор Шрёдер», заставили ка­ питана изменить курс и следовать в Мурманск, поскольку компартия Гер­ мании направила их в Москву на переговоры с Коминтерном. Вечер, про­ 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz