Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

§ 2. Литераторы - коренные жители Кольской земли Обратим внимание на то, что известные исследователи региональной литературы В.Н. Шейнкер, Л.Т. Пантелеева, Э.К. Лявданский, В.В. Соро- кажердьев, историк И.Ф. Ушаков сходятся в том, что за исключением уст­ ного народного творчества саамов и поморов, литературу Кольской земли в XIX и начале XX века, в основном, представляли приезжие российские писатели. В 30-е годы - это Лидин, Горький, Паустовский, Шишков, Тол­ стой, Шергин, многие другие. Социальные перемены довоенного времени (активное развитие экономики края, строительство, появление в Мурман­ ске современных школ, Учительского института, местных газет) оказались на благо региональной словесности, и уже в тридцатые годы заявили о се­ бе поэты - коренные северяне - Константин Баёв (1917-1943) и Александр Подстаницкий (1922—1942). И Константин Баёв, и Александр Подстаницкий погибли молодыми в годы Великой Отечественной войны. Их творчество привносит в литерату­ ру новые интонации, и главное - ярко выраженное лирическое чувство. Для журналиста Подстаницкого Мурманск и Кольский Север - малая ро­ дина. В его поэзии, как и прежде у Случевского, Север - первозданный космос, однако этот образ выполняет функцию «местного колорита»: Где ревёт прибой неутомимый, У подножий самых древних скал, Я слова для песни о любимой, Словно звонкий жемчуг, собирал [Подстаницкий, 1969, с.ЗЗ ]. В знаменитом стихотворении «Мурманск вечером» приём поэтиче­ ского олицетворения придаёт задушевность и теплоту образу отдыхающе­ го после трудового дня города. Это и сам Мурманск - «город мой широко­ плечий», и «маленькие траулера», что «спят у красавца-ледокола», и «пер­ вая звезда над Колой». И в завершение картины поэт находит точную и всем знакомую деталь, характеризующую ночной Мурманск: Тихо всё. И лишь ветрам навстречу В Ленинград уходят поезда [Там же, с. 27-28]. Песенные интонации, искренние эмоции, сквозная тема - нежной юной любви смягчают традиционные характеристики дикого заснеженного края. Величественная природа предстаёт у Подстаницкого как «заново ро­ ждённая земля», революционный мир, «Родина великих и отважных». Несмотря на громадную дистанцию, существующую между этими художниками, заметим, что тема северного родного дома, любимой роди­ ны объединяет поэзию Александра Подстаницкого с творчеством норвеж­ ца Кнута Гамсуна. В повести «Пан», да и в «Мистериях», Гамсун описыва­ ет дикий северный край, а для героя - лейтенанта Глана нет ничего пре­ 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz