Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

нялся с англичанами матом и при этом «раздувал свою чёрную бороду». Это даже не драматический, а скорее кукольный театр, в котором демонст­ ративно подчеркнуто комическое начало с помощью контраста высокого и низкого. У Мокшеева, мечтавшего стать Кромвелем, случилась беда - «су­ довая макака Колька из личной неприязни разорвал в клочки и опакостил все его двести сорок долларов... Все это подготовило его к революции» [Колбасьев С.А. Центромурцы. URL: http/ /webreading.ru ]. Доводя гротескные ситуации до абсурда, писатель почти по-гоголев- ски объединяет реальное с иррациональным. Болотов, робкий поклонник жены Мокшеева Нелли, был вызван ревнивым мужем на дуэль. И пока Гриша ждал противника, измерявшего расстояние, Мокшеев просто рас­ творился в пространстве, ушёл, исчез в призрачной атмосфере белой ночи... Композиция романа выстраивается как система сравнений, противо­ речий, контрастов с целью разделить два мира - свой и чужой, заставить героя сделать выбор. «Чужой мир» - это дикий Север, город из мусора на железной дороге, странная война, союзники, они же и оккупанты. В нём нет ясности, устойчивости, понятной системы ценностей. В романе есть и образ «своего мира», его нравственным центром ста­ новится герой, обладающий ярко выраженным национальным русским ха­ рактером. Это монах Нижнего монастыря отец Амвросий, в прошлом стар­ ший боцман полупарусного крейсера «Генерал - Адмирал», прославленно­ го кругосветным плаванием, а ныне командир монастырского катера. В по­ нимании русского национального характера Колбасьеву близки и Макси­ мов, и Пришвин, которые подчёркивали свободолюбие и достоинство рус­ ского человека, живущего на Севере. Отец Амвросий блестяще сделал для союзников промер фарватера, а после критически высказался на тему о том, что на английском крейсере нет чистоты и порядка. Английский порядок, в его понимании, - ежедневная рутина корабельной службы. Не хватает ра­ дости, воли, удовольствия от хорошо сделанной работы: «Заместо мачт же­ лезные палки. Ни тебе паруса ставить, ни тебе... ничего!». Чистота по- русскидля него наполнена особым смыслом, это когда корабль не защитной краской покрашен, а чтоб «медяшка горела на солнце, и ни пылинки быть не должно. Чистота нужна для того случая, чтобы раненые воины, полегши на палубу, не получили заражения» [Там же]. Сияющая чистота русского корабля демонстрирует гордое достоинство русского моряка, его уважение к службе, любовь к Родине. Простыми словами, без кичливости и пафоса монах напомнил Григорию о вечных ценностях жизни, чем и предопреде­ лил выбор героя - вернуться в Петербург и заняться настоящим делом. Не­ сколько раз в повести рефреном звучит риторический вопрос: «А где место русского офицера?». Герой книги не просто русский офицер, но и молодой образованный человек, который стремится к осмысленной деятельности. Мир, в котором он живёт сейчас, осознаётся им как бесплодное прошлое: «Часы его стали... 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz