Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
биков французской солонины и широких золотых цилиндров русских щей с кашей. Люди жили в вагонах. Счастливцы - в припаянных, то есть при росших к земле сталактитами нечистот. Счастливцы знали, наверное, что проснутся там же, где уснули. Предприимчивые строили себе «чайные до мики»: дома с двойными стенками из фанеры чайных ящиков. Такие доми ки были привлекательны, но непрочны, поэтому начальство селилось в на стоящих бревенчатых избах» [Колбасьев С.А. Центромурцы. URL: http/ /webreading.ru] . Образ мира - «мусорной кучи» был весьма популярен на Западе в начале XX века в контексте критики прагматических установок буржуазного общества, достаточно вспомнить работу Ясперса «Духовная ситуация времени», роман Фицджеральда «Великий Гэтсби» или пьесы Дос-Пассоса «Мусорщик» и Райса «Подземка». Однако в повести Колбась- ева этот образ становится характеристикой хаоса жизни, ненадёжности и неестественности бытия. Болотов часто вспоминает Петербург и сравнива ет его с чужим для него миром. Гамлетовская тема испорченного, вывихнутого лада жизни является ведущей в изображении общественной жизни, политики, войны и мира, личных отношений. В 1918 году Россия заключила с немцами мир, однако на Севере председатель местной власти - Центромура Плесецкий собирается воевать и дальше: «Большевики заключили мир! - Плесецкий размахивал рукой, точно с трибуны, - Разве это мир, если немцы топят наши пароходы? Это война, а раз так, мы будем защищаться! Мы воору жим наши миноносцы и бросим их на немцев! Мы будем драться до по следнего человека!.. Так и скажу большевику Лазаревичу - пусть кушает» [Там же]. Власть Центромура призрачна, настоящими хозяевами на Мурмане являются англичане, американцы, французы - союзники ещё царской Рос сии. Они поставляют продовольствие в город, их флот, в отличие от небое способных российских кораблей, топит немецкие подводные лодки. «Чес- ма» и высокотрубный «Аскольд» - не корабли, а коробки, мертвые и без дымные. Правее - англичане: броненосец «Глори» и броненосный крейсер «Кокрэн» в зверской, точно индейцы, боевой раскраске. Эти-то живы, мо жет быть, даже слишком живы. Еще правее француз «Амираль Об», аме риканец «Олимпия» и итальянец «Эльба». Барахло, но все-таки великие державы». Главный герой задаёт резонный вопрос: «А кто защитит от со юзников?» [Там же]. Тема и образ союзников создаются при помощи приёмов контраста и reductio ad absurdum. Уклад жизни на корабле «Кокрэн» как воплощение английского порядка противопоставлен хаосу и грязи повседневной жизни в Мурманске: чистая палуба, ежедневная ванна, махровые полотенца в ру ках стюарда, офицеры пижамах, послеобеденная сигара и непринуждённая беседа перед камином, небольшая доза ежедневного алкоголя... Модель «милой доброй Англии» в описании автора и восприятии главного героя 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz