Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

ГЛАВА И. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА § 1. Кольский край на рубеже эпох. Повесть С. Колбасьева «Центромурцы» Книга известного писателя, дипломата, музыканта Сергея Адамовича Колбасьева (1898-1942) «Центромурцы» отражает переходный этап в ис­ тории Мурмана, а также события, затронувшие всю Россию в годы рево­ люции и гражданской войны: безвластье, деморализацию армии, покуше­ ние западных соседей на российские земли, интервенцию. «Центромурцы», по всем канонам жанра, - традиционная военно- морская повесть, однако её литературным контекстом являются не столько произведения Станюковича, Конрада или позднее Пикуля, а скорее книги, в которых хаос, вызванный революцией, слабость власти, гражданская война, голод изображены, преломляясь через судьбы российской интелли­ генции. Литературный контекст «Центромурцев» - это «Циники» Мариен­ гофа, «Города и годы» Федина, «Собачье сердце» Булгакова, созданные в середине - конце 20-х годов. Эти книги объединяет трагической и одно­ временно гротескный образ изображённого в них современного мира, иро­ ния и сарказм авторов по отношению к абсурдности бытия, сочувствие тем, кто «посетил сей мир в его минуты роковые». Повесть «Центромурцы» была написана автором на основе собст­ венного опыта, когда 20-летний Сергей Колбасьев в 1918 году провёл не­ сколько месяцев на Мурмане, будучи откомандированным Северной фло­ тилией в качестве офицера связи на английский корабль «Кокрэн». Как Булгаков и Мариенгоф, Колбасьев создаёт картину первых лет революции обобщённо, на основе гротеска. В центре её - традиционный архетип Севера, только в пародийном варианте, вне космического и ска­ зочного начала, присущего образам Случевского, Максимова, Пришвина. Книга начинается с описания страшного весеннего холода и «белесого, не­ выносимого света белой ночи», которые лишают моряков нормального сна. И «так начинается каждый день». Постоянство холода, льда и снега, незакатного солнца рождают в повести образ «законсервированного мира». На эту тему высказывается офицер Пирс с английского корабля «Кокрэн»: «Жизнь наша - сплошной консерв и крейсер его величества “Кокрэн” - ог­ ромная консервная банка... Иногда мне кажется, что солнце здесь тоже за­ консервированное, что именно этим объясняется его неприятная способ­ ность светить круглые сутки...». Главный герой повести, юный офицер- механик Гриша Болотов, гуляя по центральной улице Мурманска - по же­ лезнодорожным путям, видит «город скуки, грязного снега и пустых кон­ сервных банок: усеченных пирамид английского корнбифа, красных стол­ 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz