Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

день был после потопа, когда только начала сбывать вода. Вся эта грешная земля там, внизу, залита водой... Наш ковчег скользит в тишине. Чувство нереальности рождается из ощущения светлой прозрачности и тишины». Незакатное солнце объединяет ясное небо и чистую светлую воду в единое целое. Автор-рассказчик околдован грезами: «Близится время волшебных видений в стране полуночного солнца... Что я сейчас вижу - это все сон... Звери вышли из леса, рыбы из воды. Месяц прислонился у березы. Зазве­ нели струны кантеле. Запел человек. Пел дела времен минувших, пел ве­ щей происхожденье». Герой-путешественник очерков Пришвина не только ощущает, что время останавливается, но и чувствует, как «происходит та­ инственное переселение человека за тысячелетия назад». Лопари не могут назвать автору ни число, ни месяц, ни год, «только улыбаются виновато. Не знают. Мир останавливается» [Пришвин, 1984, с. 219-220, 240]. Из масштабов и характеристик северного пространства и времени рождаются основные философские и поэтические образы - символы, уни­ версально воплощающие явление Севера. Центральный символ рассказов о Клондайке - Белое Безмолвие характеризует понятие Бога, вечности, судь­ бы, жизни, смерти, бессмертия. Белое Безмолвие - сквозной образ многих рассказов Лондона, являясь судьбоносным для героев, получает разверну­ тую характеристику в рассказе с таким же названием. Белое Безмолвие - абсолютное выражение могущества природы. Центральным образом-символом пришвинских очерков «За волшеб­ ным колобком» становится фантастический и одновременно реальный об­ раз белой ночи, одна из глав книги так и называется «Солнечные ночи». Пришвин воссоздает сказочный мир Лапландии, страны детства, где «не­ виданные цветы, звери и птицы, умные, добрые» [Там же, с. 213]. Околдо­ ванный белой ночью, автор воспринимает и природные реалии как сказоч­ ные. Так, северные березы напоминают ему яблони, а поросшие мхом кам­ ни - древние могильные плиты. Незакатное солнце стирает границы вре­ мени, создает ощущение неостановимости жизни. Это природа торопится за короткий срок северного лета пройти все циклы развития. Мощное дви­ жение природной жизни, полярный день, неутомимое солнце ломают рит­ мы человеческого бытия, и автор, путая день с ночью, чувствует себя «то взвинченным, то усталым». Еще одной характеристикой белой ночи стано­ вится образ тишины. Тишина «гробовая». Во многих местах леса впервые ступает нога человека. Безмолвие навевает мысли о смерти, и автор недаром вспоминает образы Дантова «Ада». Закат солнца рождает «мертвые крас­ ные круги на воде», внезапный крик птицы - «предупреждение о беспо­ щадности рока» [Там же, с. 217, 242]. Однако, тишина, пустынность, при­ частность человека к изначальным ритмам жизни заставляют его тосковать о высоком предназначении. В безмолвии белой ночи, считает герой, «ожи­ даешь такую же светлую, чистую правду». Призрачность светлой ночи, обострение чувств вызывают тягу к полету, и вот уже автор «не слышит 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz