Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
день был после потопа, когда только начала сбывать вода. Вся эта грешная земля там, внизу, залита водой... Наш ковчег скользит в тишине. Чувство нереальности рождается из ощущения светлой прозрачности и тишины». Незакатное солнце объединяет ясное небо и чистую светлую воду в единое целое. Автор-рассказчик околдован грезами: «Близится время волшебных видений в стране полуночного солнца... Что я сейчас вижу - это все сон... Звери вышли из леса, рыбы из воды. Месяц прислонился у березы. Зазве нели струны кантеле. Запел человек. Пел дела времен минувших, пел ве щей происхожденье». Герой-путешественник очерков Пришвина не только ощущает, что время останавливается, но и чувствует, как «происходит та инственное переселение человека за тысячелетия назад». Лопари не могут назвать автору ни число, ни месяц, ни год, «только улыбаются виновато. Не знают. Мир останавливается» [Пришвин, 1984, с. 219-220, 240]. Из масштабов и характеристик северного пространства и времени рождаются основные философские и поэтические образы - символы, уни версально воплощающие явление Севера. Центральный символ рассказов о Клондайке - Белое Безмолвие характеризует понятие Бога, вечности, судь бы, жизни, смерти, бессмертия. Белое Безмолвие - сквозной образ многих рассказов Лондона, являясь судьбоносным для героев, получает разверну тую характеристику в рассказе с таким же названием. Белое Безмолвие - абсолютное выражение могущества природы. Центральным образом-символом пришвинских очерков «За волшеб ным колобком» становится фантастический и одновременно реальный об раз белой ночи, одна из глав книги так и называется «Солнечные ночи». Пришвин воссоздает сказочный мир Лапландии, страны детства, где «не виданные цветы, звери и птицы, умные, добрые» [Там же, с. 213]. Околдо ванный белой ночью, автор воспринимает и природные реалии как сказоч ные. Так, северные березы напоминают ему яблони, а поросшие мхом кам ни - древние могильные плиты. Незакатное солнце стирает границы вре мени, создает ощущение неостановимости жизни. Это природа торопится за короткий срок северного лета пройти все циклы развития. Мощное дви жение природной жизни, полярный день, неутомимое солнце ломают рит мы человеческого бытия, и автор, путая день с ночью, чувствует себя «то взвинченным, то усталым». Еще одной характеристикой белой ночи стано вится образ тишины. Тишина «гробовая». Во многих местах леса впервые ступает нога человека. Безмолвие навевает мысли о смерти, и автор недаром вспоминает образы Дантова «Ада». Закат солнца рождает «мертвые крас ные круги на воде», внезапный крик птицы - «предупреждение о беспо щадности рока» [Там же, с. 217, 242]. Однако, тишина, пустынность, при частность человека к изначальным ритмам жизни заставляют его тосковать о высоком предназначении. В безмолвии белой ночи, считает герой, «ожи даешь такую же светлую, чистую правду». Призрачность светлой ночи, обострение чувств вызывают тягу к полету, и вот уже автор «не слышит 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz