Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

скому, который в конце XIX века посетил Кольский полуостров и создал сборник стихотворений «Мурманские отголоски». Поэта поразили невиданные прежде масштабы окружающего про­ странства. Он восклицает: «Какие здесь всему великие размеры!» Привыч­ ные измерения не подходят для описания «гранитных палат», которые «тысячеверстною воздвиглися стеной». Он многократно усиливает эпите­ ты, сравнения, включает архаическую лексику, чтобы передать величавый размах открывшейся картины, где «глубь морских пучин так страшно хо­ лодна», а в ней кипит «могучий бой под великими волнами». Для поэта ра­ зительны контрасты дня и ночи, тепла и холода, гранита скалы и выросшей на ней «пигмейки-сосенки» [Случевский, 1984, с. 148, 151, 161, 176, 215, 218-219]. Случевский находит образ - мифологему для художественного изо­ бражения северного пространства, в его представлении Кольский Север - это дикий первозданный мир, в котором демиург только искал формы и прообразы мироздания. Здесь сходятся основания живой и неживой при­ роды, как будто создатель еще не был уверен в своих намерениях и, играя массами и пространствами, придавал скалам облик «чудодейных дворцов», а отражениям «форму лиц», бросал на полдороге «исковерканные пласты», сыпал «блеск по отмелям и лудам» [Там же, с. 78]. Случевский ищет соот­ ветствия северной природе в известных ему картинах. Он вспоминает Альпы: «Тою же яркостью красок / в Альпах, на крайних высях / кучки гвоздики алеют / в вечных, великих снегах» [Там же, с. 81-82]. Однако ему это сравнение кажется поверхностным, поскольку отличий больше, и он признает, что мир Кольского Севера уникален. Единственно равным уви­ денному становится для Случевского образ античной теогонии. В нагро­ мождении скал поэт рассмотрел античную «эпопею или драму жизни ка­ менных пород» [Там же, с. 79]. Битву титанов и гигантов он вспоминает, когда наблюдает разыгравшихся в непогоду китов: «Сколько их! Кругом мелькают / будто темные щиты / Неких витязей подводных. / Волны - ви­ тязей шеломы, / бури рев - их голоса!» [Там же, с. 76-77]. Величественная статика гранитных скал, небеса и море как незыблемая рама бытия и одно­ временно неостановимое движение нарождающихся форм заставляют по­ эта размышлять о природе жизни и смерти, о необычности их проявлений. Так образ Севера в литературе Кольской земли соотносится с древнейши­ ми, античными и библейскими истоками мировой цивилизации и обретает философское осмысление. Трудно найти в современной литературе анало­ гию поэтическому видению Случевского, может быть, некоторые образы романа В. Пикуля «Реквием по каравану PQ-17» достигают такой же вели­ чественной силы, когда он изображает грандиозные морские сражения времён Великой Отечественной войны. И у Пришвина северная природа обладает вневременным, абсолют­ ным смыслом, не доступным человеческому пониманию: «Вероятно, такой 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz