Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
скому, который в конце XIX века посетил Кольский полуостров и создал сборник стихотворений «Мурманские отголоски». Поэта поразили невиданные прежде масштабы окружающего про странства. Он восклицает: «Какие здесь всему великие размеры!» Привыч ные измерения не подходят для описания «гранитных палат», которые «тысячеверстною воздвиглися стеной». Он многократно усиливает эпите ты, сравнения, включает архаическую лексику, чтобы передать величавый размах открывшейся картины, где «глубь морских пучин так страшно хо лодна», а в ней кипит «могучий бой под великими волнами». Для поэта ра зительны контрасты дня и ночи, тепла и холода, гранита скалы и выросшей на ней «пигмейки-сосенки» [Случевский, 1984, с. 148, 151, 161, 176, 215, 218-219]. Случевский находит образ - мифологему для художественного изо бражения северного пространства, в его представлении Кольский Север - это дикий первозданный мир, в котором демиург только искал формы и прообразы мироздания. Здесь сходятся основания живой и неживой при роды, как будто создатель еще не был уверен в своих намерениях и, играя массами и пространствами, придавал скалам облик «чудодейных дворцов», а отражениям «форму лиц», бросал на полдороге «исковерканные пласты», сыпал «блеск по отмелям и лудам» [Там же, с. 78]. Случевский ищет соот ветствия северной природе в известных ему картинах. Он вспоминает Альпы: «Тою же яркостью красок / в Альпах, на крайних высях / кучки гвоздики алеют / в вечных, великих снегах» [Там же, с. 81-82]. Однако ему это сравнение кажется поверхностным, поскольку отличий больше, и он признает, что мир Кольского Севера уникален. Единственно равным уви денному становится для Случевского образ античной теогонии. В нагро мождении скал поэт рассмотрел античную «эпопею или драму жизни ка менных пород» [Там же, с. 79]. Битву титанов и гигантов он вспоминает, когда наблюдает разыгравшихся в непогоду китов: «Сколько их! Кругом мелькают / будто темные щиты / Неких витязей подводных. / Волны - ви тязей шеломы, / бури рев - их голоса!» [Там же, с. 76-77]. Величественная статика гранитных скал, небеса и море как незыблемая рама бытия и одно временно неостановимое движение нарождающихся форм заставляют по эта размышлять о природе жизни и смерти, о необычности их проявлений. Так образ Севера в литературе Кольской земли соотносится с древнейши ми, античными и библейскими истоками мировой цивилизации и обретает философское осмысление. Трудно найти в современной литературе анало гию поэтическому видению Случевского, может быть, некоторые образы романа В. Пикуля «Реквием по каравану PQ-17» достигают такой же вели чественной силы, когда он изображает грандиозные морские сражения времён Великой Отечественной войны. И у Пришвина северная природа обладает вневременным, абсолют ным смыслом, не доступным человеческому пониманию: «Вероятно, такой 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz