Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

В произведениях Лондона, Пришвина, Случевского, независимо друг от друга, Север воссоздается через величественные и вечные образы про­ странства и времени. Писатели наделяют поэтическим и символическим смыслом природу, воспроизводят циклы бытия, характеризуют лад чело­ веческой жизни на Севере и особенности национальной культуры корен­ ных северных народов, философски осмысляют явления жизни и смерти. И во всех сочинениях путешествие по Северу уподобляется античной «Одис­ сее», поскольку неостановимо стремление человека открывать новые зем­ ли. Грозный, сохранивший доисторические начала бытия в их первоздан- ности, мир Крайнего Севера убеждает человека в незыблемости устоев природы и космоса, с которыми он идентифицирует и свою жизнь. И Джек Лондон, и Михаил Пришвин принципиально важным счита­ ют правдивость и точность в изображении северной природы. Лондон изо­ бражает Север как явление универсальное. Современный человек, живу­ щий за Полярным Кругом, узнает родовые черты северной природы в опи­ саниях Аляски, Клондайка, Юкона. Это бескрайние снежные просторы, «водные пространства», «мрак черных декабрьских ночей», «день очень холодный, пронизывающий осенний ветер», и одновременно, «солнце на золотых лиственницах и осинах», «сверкающая рябь на реке», «воздух звонкий, он словно искрится, и ты чувствуешь, как с каждым глотком это­ го воздуха у тебя жизненных сил прибывает» [Лондон, 1986; London, 1982]. Похожие описания мы найдём и в книге Пришвина. Писатель точно прокладывает маршрут своего путешествия по Кольскому Северу, указы­ вает названия селений, становищ, факторий, объясняет детали быта лопа­ рей и поморов и, подобно Лондону, восхищается неповторимыми формами жизни северной природы. Для него это «светлая прозрачность и тишина», «прозрачная, легкая невесомая вода, холодная, как лед», «день не настоя­ щий, а какой-то хрустальный», «загадочная солнечная ночь», «солнце, сверкающее слишком ярко, но холодно и остро» [Пришвин, 1984, с. 148, 151, 161, 176, 215, 218-219]. И Пришвин, и Лондон отмечают четкость ли­ ний, ясность и свежесть красок, холодное, почти космическое сияние се­ верного мира. Вселенский холод и его художественное воплощение не яв­ ляются аллегорией смерти, но характеристикой опасного и прекрасного мира. Тема Севера объединяет творчество этих разных писателей и, более того, придаёт повествовательным приёмам стилистическое единство. Этот образ первозданно чистой и суровой природы позднее повто­ рится в поэзии Владимира Семёнова, Виктора Тимофеева, Владимира Смирнова, Октябрины Вороновой, в морских рассказах Бориса Блинова, свидетельствуя о непрерывности традиции, о каноне в изображении Севе­ ра, который востребован и современной словесностью. Первенство в создании мифологемы пространства Кольского Севера, на наш взгляд, принадлежит замечательному поэту Константину Случев- 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz