Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

смыслами современной и предшествующей культуры. Повествование ве­ дется от третьего лица, однако, композиционно оно разбивается на два внутренних монолога - матери и сына. Эти монологи чередуются в форме коротких фрагментов-эпизодов, создавая иллюзию одновременности собы­ тий. Важен и лихорадочный ритм повествования, поскольку автор наме­ ренно сжимает и растягивает время событий. Рваный ритм дополняется короткими рублеными фразами (в стиле Хемингуэя), организующими каж­ дый монолог. Потоки сознания героев взаимосвязаны по принципу ассо­ циаций. Вот Вибеке вспоминает, как «по утрам ее часто будило эхо, блуж­ давшее между корпусами, стук ворот или голоса беседующих во дворе. В ее ощущениях это были фрагменты одной мелодии». И практически без перехода ощущения Юна. «Пес начинает подвывать оттого, что Юн топ­ чется перед дверью. Что ему надо? Может голодный. Юн поскуливает в ответ, объясняя, что у него ничего нет». Звуковые ассоциации формально объединяют текст, но не чувства матери и сына. Вибеке вообще ни разу не вспоминает о сыне и не ощущает интуитивную связь с ним. Все её мысли о мужчине, а он уезжает в никуда. Герои, за исключением Юна, скользят по поверхности своих чувств и, чтобы выразить истинный смысл их пережи­ ваний, автор использует подтекст, соотнося искусство слова с приемами киномонтажа и замедленной съемки. Вибеке, сожалея о несостоявшемся любовном романе и получив отказ, медленно выбирается из машины. Эр­ ставик подробно описывает каждое движение героини, как она расстегива­ ет ремень, находит ручку двери, пытается взять сумку и так далее. «На уг­ лу оборачивается, смотрит ему вслед, от красных задних фар на дороге две розовые дорожки... Она не добилась от него ясности». В подтекст уходят сложные ощущения героини от сожаления и горечи до еще не осознанных импульсов. Подтекст придает банальным событиям трагическое звучание и делает оправданным страшный финал. В романе есть два сквозных образа, важных для понимания позиции автора. Разъединенность и безнадежное одиночество героев в холодной полярной ночи подчеркивают мелькающие огоньки машин. Внутри маши­ ны создается иллюзия защищенности и абсолютной отгороженности от всего мира. Так они и носятся в ночи по шоссе, по безлюдному поселку, но никто не видит ни мальчика, ни собаку. Так выглядит перспектива челове­ ческой обустроенности в глобализированном мире. С другой стороны, Юн, мечтая об игрушечной железной дороге, представляет настоящий поезд: «А когда я состарюсь, мы сядем в поезд - и вперед. Он умчит нас далеко­ далеко. Мы будем любоваться горами, городами и морями за окном, бол­ тать с попутчиками из разных стран. И не расстанемся вовек. И никогда никуда не приедем». Глобальный мир для того и рождается, чтобы объе­ динить людей, и, возможно, со временем человечество осознает, что смысл жизни в быстро меняющемся мире остается прежним - любовь. 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz