Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
смыслами современной и предшествующей культуры. Повествование ве дется от третьего лица, однако, композиционно оно разбивается на два внутренних монолога - матери и сына. Эти монологи чередуются в форме коротких фрагментов-эпизодов, создавая иллюзию одновременности собы тий. Важен и лихорадочный ритм повествования, поскольку автор наме ренно сжимает и растягивает время событий. Рваный ритм дополняется короткими рублеными фразами (в стиле Хемингуэя), организующими каж дый монолог. Потоки сознания героев взаимосвязаны по принципу ассо циаций. Вот Вибеке вспоминает, как «по утрам ее часто будило эхо, блуж давшее между корпусами, стук ворот или голоса беседующих во дворе. В ее ощущениях это были фрагменты одной мелодии». И практически без перехода ощущения Юна. «Пес начинает подвывать оттого, что Юн топ чется перед дверью. Что ему надо? Может голодный. Юн поскуливает в ответ, объясняя, что у него ничего нет». Звуковые ассоциации формально объединяют текст, но не чувства матери и сына. Вибеке вообще ни разу не вспоминает о сыне и не ощущает интуитивную связь с ним. Все её мысли о мужчине, а он уезжает в никуда. Герои, за исключением Юна, скользят по поверхности своих чувств и, чтобы выразить истинный смысл их пережи ваний, автор использует подтекст, соотнося искусство слова с приемами киномонтажа и замедленной съемки. Вибеке, сожалея о несостоявшемся любовном романе и получив отказ, медленно выбирается из машины. Эр ставик подробно описывает каждое движение героини, как она расстегива ет ремень, находит ручку двери, пытается взять сумку и так далее. «На уг лу оборачивается, смотрит ему вслед, от красных задних фар на дороге две розовые дорожки... Она не добилась от него ясности». В подтекст уходят сложные ощущения героини от сожаления и горечи до еще не осознанных импульсов. Подтекст придает банальным событиям трагическое звучание и делает оправданным страшный финал. В романе есть два сквозных образа, важных для понимания позиции автора. Разъединенность и безнадежное одиночество героев в холодной полярной ночи подчеркивают мелькающие огоньки машин. Внутри маши ны создается иллюзия защищенности и абсолютной отгороженности от всего мира. Так они и носятся в ночи по шоссе, по безлюдному поселку, но никто не видит ни мальчика, ни собаку. Так выглядит перспектива челове ческой обустроенности в глобализированном мире. С другой стороны, Юн, мечтая об игрушечной железной дороге, представляет настоящий поезд: «А когда я состарюсь, мы сядем в поезд - и вперед. Он умчит нас далеко далеко. Мы будем любоваться горами, городами и морями за окном, бол тать с попутчиками из разных стран. И не расстанемся вовек. И никогда никуда не приедем». Глобальный мир для того и рождается, чтобы объе динить людей, и, возможно, со временем человечество осознает, что смысл жизни в быстро меняющемся мире остается прежним - любовь. 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz