Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
сбившиеся в кучу, и всем пририсованы шариковой ручкой усы». А еще Вибеке чувствует «что-то в нем чужое, иностранное». Так размываются границы пола, семьи, национальности, оппозиции «свой - чужой». Вибеке тоже мало соответствует древнему понятию «верной жены». В ней не отчетливы и архетип «матери», и «анимуса». Женственные внеш ность и манера поведения обманчивы. В ее мечтах превалирует рекламный образ любовника и друга. На смену природным началам приходят иные цен ности: Вибеке образованна, эмансипированна, по-мужски свободна - и об речена на одиночество. Ханне Эрставик создает проекцию образа женщины- норвежки в перспективе: ибсеновская Нора - Вибеке - гермафродит. УЮн га есть архетип «тени» - бессознательного в форме демонического двойника. Таким двойником для Вибеке становится женщина, которая со странной улыбкой смотрит на нее через стекло вагончика. В бесформенной белой одежде, стриженная почти налысо, с длинной сигаретой в зубах, с париком белесых волос, который она волочит, как скальп, она похожа на призрак и смерть одновременно. Юн, оказавшись с ней в машине, не сразу определя ет ее пол. Этот образ, трагический и жалкий, является аллегорией вырож дения современной женщины и вместе с ней всей маргинальной культуры. Будучи психологом, писательница стремиться понять, почему в XX веке унаследованные системы ценностей оказались столь уязвимы, на сколько вообще прочны и воспроизводимы глубинные модели поведения. Ответом на эти вопросы становится образ Юна. Он единственный, кто лю бит безоговорочно, хотя Вибеке ни разу не вспомнила о сыне во время ночных приключений. Он один и в мыслях, и в поведении воспроизводит нормы жизни в их абсолютном ценностном облике, интуитивно соединяя разорванные связи. Он мечтает о теплом семейном доме и праздничном пироге. Он жалеет одинокого старика и с интересом выслушивает его рас сказы. Он легко находит в школе товарищей и к нему тянутся люди. Даже приблудная замерзшая собачонка, его двойник, скитается вместе с ним, не отставая. Он любит мать и ни на минуту не сомневается в ответной любви. Юн убежден, что мать уехала за подарками ко дню его рождения и попала в аварию, поскольку не вернулась вовремя. Он готов на любые жертвы, лишь бы она вернулась живой. И, наконец, он единственный, кто ощущает страх перед неведомыми силами природы и способен мужественно его по бороть. «Если он обернется, его утащат в лес и он никогда не найдет доро гу назад... Вот если я дойду до света, думает Юн, значит я победил, пото му что я сделал то, чего не могу». Создавая образ Юна, Ханне Эрставик убеждена, что природные архетипы, в частности, мужское начало, облада ют особой устойчивостью, однако судьба Юна предопределена. Брошен ный кукушкой-матерью, которая, вернувшись, не проведала сына, он за мерзает у закрытой двери. Особо следует отметить язык и стиль романа, которые подчеркивают драматическое начало. Возникает диалог автора с героями, со многими 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz