Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
велись, «мама просто обязана была уехать. Она была слишком молода, чтобы связывать себя узами». Герои Ибсена именно через освобождение от косных предрассудков («привидений»), которые во многом были связаны с консервативным укладом норвежской жизни, стремились к раскрепоще нию внутреннего «я», слиянию с большим миром. И Освальда, и Нору как будто по-новому осветило солнце Южной Европы, где они успели побы вать. Герои Гамсуна: и Юхан Нагель, и лейтенант Глан, - наоборот, раз очаровавшись в большом мире, устремляются к истокам, поскольку для уставшей души целительна природа. Однако есть общее в героях Ибсена и Гамсуна, они сохраняют способность к рефлексии и саморазвитию. Воз вращаясь к родным корням, герои философствуют, ищут смысл жизни, жаждут гармонии. Отправляясь в большой мир, стремятся к творчеству, новым впечатлениям, к высокому идеалу. Герои Ханны Эрставик имеют весь мир в виртуальной проекции, не выходя из дома, но не нуждаются в нем. Они как будто останавливаются в своем развитии. Они неполноценны. Магистральной темой мировой литературы являются отношения мужчины и женщины. Они - основа мироздания с библейских времен и до наших дней, в их стабильности - залог общественного здоровья. Ханна Эрставик прослеживает, как меняются испокон веку сложившиеся роли: теперь женщина пытается завоевать мужчину и удержать его, но безус пешно. Писательница мифологизирует эти отношения в русле юнгианско- го архетипа и в соотнесении с древними фольклорными источниками. В этом подходе реализуется одновременно психологическое и художествен ное начало, выстраивается модель отношений, углубленных в прошлое и с проекцией в будущее. Избранник Вибеке работник тиволи Том; они как «анимус и анима» бессознательно устремляются друг к другу. «Такой му жик по мне, думает она. И чувствует физически, телом, что это правда, а тело не врет». Он - «густые пшеничные кудри, добродушная улыбка во все лицо, статная фигура, машина вроде военного джипа» - все внушает в но вом знакомом ощущение надежности. Ханне Эрставик соотносит с архети пом мужского начала древний образ викинга, однако в условиях нового времени это обманчивая видимость. Там, где древний викинг вырывал в сражениях победу, осваивал новые земли, естественно подчиняясь зову крови и нормам воинского этикета, новоявленный - свободен и ленив. Том бесцельно скитается с парком развлечений по всей Норвегии, легко нахо дит доступных женщин и для него обременительны флирт, нюансы отно шений, на которые рассчитывает Вибеке. Он привык к быстрому удовле творению простых желаний. Некогда Один наставлял древних германцев: «Красно говори и подарки готовь, чтоб жен соблазнять; дев красоту неус танно хваля, будь уверен в успехе». Этикет, церемонии, свод правил уме стны там, где люди образуют свой мир и умеют читать их знаки, перекати- поле не нуждается в скрижалях. Точные детали в тексте подтверждают су ждение. У Тома на стене висит семейная фотография: «какие-то люди, 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz