Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
чала молча играет с ней, потом они слушают китайскую музыку, девочка засыпает, Юн уходит. Родители девочки спокойно отпускают Юна в мо розную ночь одного домой. Женщина, к которой он подсаживается в ма шину, угощает восьмилетнего парнишку сигаретой, брезгливо морщится, когда его тошнит, и так же равнодушно отправляет восвояси. Вибеке, мать Юна в это же время наслаждается суетой переполненного народом кафе, однако здесь имитация общения достигает апогея, поскольку под грохот динамиков невозможно разговаривать. Ханна Эрставик показывает обрат ную сторону благополучного мира: заброшенность и одиночество старого человека. Сосед в мороз «носа из дома не показывает. Тропинку завалило. Приезжала на пикапе женщина из магазина. Юн видел, как она пробира лась через сугробы к дверям. Отдала пакеты в чуть приоткрытую дверь и бегом назад в машину. Даже мотор не заглушила». Социальную защиту в условиях равнодушного общества потребления Бодрийяр назвал когда-то «двусмысленностью и терроризмом заботы», имитацией любви. Не складывается общение матери и ребенка. Как будто Вибеке лю бит Юна, но «все его хохмы кажутся ей дурацкими». Сын явно хочет поде литься впечатлениями, но это тяготит мать. «Что он здесь торчит, думает Вибеке. Пошел бы занялся чем-нибудь, поиграл, что ли». Ханна Эрставик использует прием несогласованности слова и жеста, характеризуя фальшь формального воспитания без искреннего чувства. Вибеке хвалит сына за сострадание обездоленным, замечая, что «если бы так поступали все, то мир стал бы лучше». Одновременно она гладит мальчика по голове и на блюдает за движением своей руки, оценивая цвет лака для ногтей». Писательница размышляет и о процессах, приводящих к утрате со временным норвежцем национального самосознания. Причина в том, пола гает Эрставик, что в потребительском обществе не востребовано чувство долга - основа национального норвежского характера, идущая от протес тантизма. Когда-то герои Ибсена спорили о возможности в условиях Северной Норвегии жить раскрепощенной свободной от условностей жизнью. Ос вальд в «Привидениях» сокрушался об отсутствии «сияющих радостных лиц». А пастор Мандерс замечал, что все «обязаны исполнять свой долг «и смиренно нести крест, возложенный на нас высшей волей». Суровый кли мат Норвегии, борьба за выживание требовали от человека и силы харак тера, и смирения. Вера придавала смысл жизни и оправдывала существо вание человека в тяжелых трудах, часто вне радости и счастья. Характер норвежца, закаленный в битвах с природой, мощный темперамент в его спокойном выражении, суровое достоинство были напрямую связаны с обязанностями и кругом жизни. Свобода современного человека от повсе дневного тяжелого труда, его эмансипация вылились в отказ от жесткой регламентации жизни, а зачастую и от моральных обязательств. Юн объ ясняет взрослым, как они с мамой оказались в этом городке. Родители раз 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz