Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
городской суматохой. Звуки жизни (шум моря, гудки пароходов, трели шарманки, «звуки рояля чуть ли не в каждом доме», грохот лебедки, шо рохи леса, голоса) тают, уступая место тишине, так что становится доступ ным «мелодичный мягкий звук, похожий на шум ветра - это гудела маши на вселенной, это Бог крутил свое колесо». Как будто те же круги жизни - город, природа, космос, Бог, но все связи и отношения сохраняют свой жи вительный, необходимый человеку смысл. По мысли писательницы, живой мир замещается симулякром в силу разрыва естественных связей между всеми реалиями бытия, иногда отно шения сохраняются, но приобретают формальный, необязательный смысл. Как будто реализуется на новом этапе тема романтического двойничества, когда прекрасного человека оттесняет механическая кукла, уродливый го лем, Франкенштейн. Не случайно, тема разрыва природных связей в рома не «Любовь» сюжетообразующая: восьмилетний мальчик, оставив ключи от дома, накануне дня рождения в течение вечера и ночи ждетмать, которая, забыв о нем, отправляется развлечься в город с новым знакомым. Мальчик замерзает. Как считает романистка, общество потребления, создавшее безопасный и удобный для человека мир, подавляет в личности природные инстинкты, в частности, инстинкты самосохранения, естественного отбора, продолжения рода, которые, помимо функции самоутверждения, предпо лагают и стремление к общению с целью защиты, самоидентификации. Последний же могучий инстинкт - основа материнской любви. Создается иллюзия, что технический прогресс отодвинул грозный мир природы на задворки цивилизации. Однако, человек, пренебрегающий своей природ ной основой, не способен реализовать себя, он обречен на одиночество. По-видимому, закономерно, что переломные эпохи в истории чело вечества, помимо разрушения социальных отношений, предполагают и разрыв природных связей. Так, например, по замечанию Шекспира, в эпо ху Возрождения «сдвигается с привычного места природная рама челове ка». Ренессанс вызвал к жизни сильную независимую личность с ярко вы раженным собственническим сознанием, которая разрывала тесные при родные узы, в том числе сыновней, сестринской, родительской любви. По добную трагедию становления личности в эпоху крушения природных свя зей пережил король Лир. Однако, проблемы собственности, самоиденти фикации мало волнуют героев Ханны Эрставик. На новом витке истории в глобализированном мире иные причины утраты природных уз. Во-первых, погруженный в суету быта, в мир медийных знаков и символов, вне обще ния с другими людьми, человек атомизирутся, замыкается в границах соб ственного «я». Исчезает «овнешненный человек», по выражению Бахтина, которому нужен весь мир, утрачивается необходимость жизни националь ным кругом, теряется не только навык общения, но и необходимые мо ральные нормы, этикет. Не получается общение у сверстников, у младшего и старшего поколения, у родителей и детей. Юн в гостях у подружки сна 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz