Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

городской суматохой. Звуки жизни (шум моря, гудки пароходов, трели шарманки, «звуки рояля чуть ли не в каждом доме», грохот лебедки, шо­ рохи леса, голоса) тают, уступая место тишине, так что становится доступ­ ным «мелодичный мягкий звук, похожий на шум ветра - это гудела маши­ на вселенной, это Бог крутил свое колесо». Как будто те же круги жизни - город, природа, космос, Бог, но все связи и отношения сохраняют свой жи­ вительный, необходимый человеку смысл. По мысли писательницы, живой мир замещается симулякром в силу разрыва естественных связей между всеми реалиями бытия, иногда отно­ шения сохраняются, но приобретают формальный, необязательный смысл. Как будто реализуется на новом этапе тема романтического двойничества, когда прекрасного человека оттесняет механическая кукла, уродливый го­ лем, Франкенштейн. Не случайно, тема разрыва природных связей в рома­ не «Любовь» сюжетообразующая: восьмилетний мальчик, оставив ключи от дома, накануне дня рождения в течение вечера и ночи ждетмать, которая, забыв о нем, отправляется развлечься в город с новым знакомым. Мальчик замерзает. Как считает романистка, общество потребления, создавшее безопасный и удобный для человека мир, подавляет в личности природные инстинкты, в частности, инстинкты самосохранения, естественного отбора, продолжения рода, которые, помимо функции самоутверждения, предпо­ лагают и стремление к общению с целью защиты, самоидентификации. Последний же могучий инстинкт - основа материнской любви. Создается иллюзия, что технический прогресс отодвинул грозный мир природы на задворки цивилизации. Однако, человек, пренебрегающий своей природ­ ной основой, не способен реализовать себя, он обречен на одиночество. По-видимому, закономерно, что переломные эпохи в истории чело­ вечества, помимо разрушения социальных отношений, предполагают и разрыв природных связей. Так, например, по замечанию Шекспира, в эпо­ ху Возрождения «сдвигается с привычного места природная рама челове­ ка». Ренессанс вызвал к жизни сильную независимую личность с ярко вы­ раженным собственническим сознанием, которая разрывала тесные при­ родные узы, в том числе сыновней, сестринской, родительской любви. По­ добную трагедию становления личности в эпоху крушения природных свя­ зей пережил король Лир. Однако, проблемы собственности, самоиденти­ фикации мало волнуют героев Ханны Эрставик. На новом витке истории в глобализированном мире иные причины утраты природных уз. Во-первых, погруженный в суету быта, в мир медийных знаков и символов, вне обще­ ния с другими людьми, человек атомизирутся, замыкается в границах соб­ ственного «я». Исчезает «овнешненный человек», по выражению Бахтина, которому нужен весь мир, утрачивается необходимость жизни националь­ ным кругом, теряется не только навык общения, но и необходимые мо­ ральные нормы, этикет. Не получается общение у сверстников, у младшего и старшего поколения, у родителей и детей. Юн в гостях у подружки сна­ 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz