Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

северные рассказы подряд, то создается ощущение безостановочного дви­ жения: подъезжают собачьи упряжки, разгружаются нарты, бесконечные встречи, расставания, разговоры, рассказы. Внутреннее напряжение в рас­ сказах задается азартностью, рискованностью поступков героев, их неуем­ ной жаждой к странствиям. Есть еще один фактор, придающий историям ди­ намику: столкновение общепринятых в цивилизованном мире ценностей с суровыми законами дикой природы. Лондон создает своеобразный, если использозать выражение Гегеля, «мир наизнанку», в котором человек «дол­ жен расстаться со своими прежними идеалами, отречься от прежних богов, а часто и отрешиться от тех правил морали, которыми до сих пор руково­ дствовался в своих поступках» («В далеком краю»). Это правило касается и бытовых привычек, и человеческих отношений, и высоких ценностей. В общем, на Севере призрачные блага и условности цивилизации заменяются сущностью жизни. Истина, по Лондону, равноценна нравственным уста­ новкам на «самопожертвование, товарищескую преданность, добро». Естественные человеческие чувства важнее свода законов, установ­ ленных буржуазным обществом. Эта тема - магистральная для американ­ ской литературы, начиная от Вашингтона Ирвинга и до наших дней. Честной и справедливой может быть кража большой суммы денег, а посрамление полиции - долгом каждого порядочного человека («За тех, кто в пути»), безнаказанным двойное убийство. «Как знать, —рассуждает Мэйлмют Кид, - кто прав, кто виноват - не нам судить. Есть вещи выше нашего понимания» («Северная Одиссея», «Мужество женщины»). При­ влекательность женщины не в слабости, а в ее физической силе и много­ численных талантах, таких, какими обладает прекраснейшая Унга: устро­ ить постель на снегу, знать повадки лося, медведя, песца, читать следы любого зверя. Меняются и бытовые привычки, причем не только пристра­ стия в еде, но понятие хорошей одежды, отношение к животным. Лондон любит подавать как обыденные весьма шокирующие обывателя сцены, на­ пример, когда Мэйсон из рассказа «Белое Безмолвие» «скусывает и выпле­ вывает лед, намерзший на лапах ездовой лайки». Или когда герой проверя­ ет температуру воздуха по плевку - если трещит и замерзает в воздухе, значит, не менее 60 градусов ниже нуля («Костер»). Джек Лондон описы­ вает, как в условиях сильного холода человеку отказывают природные рефлексы: он не может дышать, шагать, совершать элементарные дейст­ вия. В рассказе «Костер», который в оригинале называется «То Build а Fire» («Сделать костер»), писатель подробно анализирует мельчайшие движения, с помощью которых замерзший герой пытается вынуть спички, чиркнуть ими, поджечь кору - и все неудачно. Своеобразно решается писателем тема взаимоотношений людей и животных. Помимо аналогий, которые он проводит между звериной и че­ ловеческой природой в духе ницшеанства и социал-дарвинизма, Лондон создает художественный фантом, двойник - животное за плечами едва ли 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz