Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
северные рассказы подряд, то создается ощущение безостановочного дви жения: подъезжают собачьи упряжки, разгружаются нарты, бесконечные встречи, расставания, разговоры, рассказы. Внутреннее напряжение в рас сказах задается азартностью, рискованностью поступков героев, их неуем ной жаждой к странствиям. Есть еще один фактор, придающий историям ди намику: столкновение общепринятых в цивилизованном мире ценностей с суровыми законами дикой природы. Лондон создает своеобразный, если использозать выражение Гегеля, «мир наизнанку», в котором человек «дол жен расстаться со своими прежними идеалами, отречься от прежних богов, а часто и отрешиться от тех правил морали, которыми до сих пор руково дствовался в своих поступках» («В далеком краю»). Это правило касается и бытовых привычек, и человеческих отношений, и высоких ценностей. В общем, на Севере призрачные блага и условности цивилизации заменяются сущностью жизни. Истина, по Лондону, равноценна нравственным уста новкам на «самопожертвование, товарищескую преданность, добро». Естественные человеческие чувства важнее свода законов, установ ленных буржуазным обществом. Эта тема - магистральная для американ ской литературы, начиная от Вашингтона Ирвинга и до наших дней. Честной и справедливой может быть кража большой суммы денег, а посрамление полиции - долгом каждого порядочного человека («За тех, кто в пути»), безнаказанным двойное убийство. «Как знать, —рассуждает Мэйлмют Кид, - кто прав, кто виноват - не нам судить. Есть вещи выше нашего понимания» («Северная Одиссея», «Мужество женщины»). При влекательность женщины не в слабости, а в ее физической силе и много численных талантах, таких, какими обладает прекраснейшая Унга: устро ить постель на снегу, знать повадки лося, медведя, песца, читать следы любого зверя. Меняются и бытовые привычки, причем не только пристра стия в еде, но понятие хорошей одежды, отношение к животным. Лондон любит подавать как обыденные весьма шокирующие обывателя сцены, на пример, когда Мэйсон из рассказа «Белое Безмолвие» «скусывает и выпле вывает лед, намерзший на лапах ездовой лайки». Или когда герой проверя ет температуру воздуха по плевку - если трещит и замерзает в воздухе, значит, не менее 60 градусов ниже нуля («Костер»). Джек Лондон описы вает, как в условиях сильного холода человеку отказывают природные рефлексы: он не может дышать, шагать, совершать элементарные дейст вия. В рассказе «Костер», который в оригинале называется «То Build а Fire» («Сделать костер»), писатель подробно анализирует мельчайшие движения, с помощью которых замерзший герой пытается вынуть спички, чиркнуть ими, поджечь кору - и все неудачно. Своеобразно решается писателем тема взаимоотношений людей и животных. Помимо аналогий, которые он проводит между звериной и че ловеческой природой в духе ницшеанства и социал-дарвинизма, Лондон создает художественный фантом, двойник - животное за плечами едва ли 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz