Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

мых мужественных героев Ситка Чарли пытается осознать их смысл в ус­ ловиях Севера: «Жизнь - странная вещь... Почему в нас такая жажда жиз­ ни, ведь жизнь - это игра, из которой человек никогда не выходит победи­ телем... Все наши дни полны печали и забот. И все же человек идет в от­ крытые объятия смерти неохотно, спотыкаясь, падая, оглядываясь назад. А ведь смерть добрая. Только жизнь причиняет страдания. Но мы любим жизнь и ненавидим смерть. Это очень странно!» («Мужество женщины»). Герои Лондона переполнены жизненной энергией, каждую минуту жизни отвоевывают с боем и даже в смерти, как старый Коскуш, видят проявле­ ние великого закона жизни - вечной смены природных циклов («Закон жизни»). Писатель не избегает натуралистических подробностей в изобра­ жении борьбы за жизнь и процесса умирания. В рассказе «Любовь к жиз­ ни» яростное желание жить у героя вызывает вид обглоданных волками костей его недавнего товарища. А в рассказе «Костер» в описании смерти реализуется поэтическая метафора о «сладостном и успокоительном сне». Мужественные герои, вызывающие уважение, как правило, встречают смертный час с достоинством, не нарушая величавого покоя пространства. Тема любви рассматривается Лондоном как некое великое испытание, посылаемое человеку. В любви он следует законам природы и одновремен­ но нарушает их. С одной стороны, подчиняясь законам естественного отбо­ ра, герой завоевывает любимую ценой смертельно опасного соперничества («Северная Одиссея», «Дочь северного сияния», «Киш, сын Киша»), С дру­ гой стороны, мужчины и женщины в любви готовы к самопожертвованию («Великая загадка», «Мужество женщины»). Высокие человеческие отно­ шения являются для писателя идеалом, с позиции которого он оценивает весьма характерные для Клондайка тривиальные истории о неверных же­ нах, покинутых мужьях, сбежавших женихах и невестах, которые встре­ чаются в самых неожиданных местах, например, на зимовьях («Конец сказ­ ки», «Однодневная стоянка»). Север как будто очищает людей от пошло­ сти, исправляет нравы, заставляет прощать обиды и быть великодушными. А вот тема золота, казалось бы, наиважнейшая в рассказах о старате­ лях, отходит на второй план. Тому есть и личное объяснение - Лондон сам не обогатился. В пространстве Белого Безмолвия власть золота не абсо­ лютна. Система ценностей в северных рассказах выстраивается так, что золото - всего лишь способ достижения какой-либо цели. Это может быть долгожданная поездка домой, возможность предложения руки и сердца или исполнение мечты. Во многих рассказах герои, подобно Робинзону, легко расстаются с золотым песком, понимая, что жизнь, любовь и счастье на него не купишь («Любовь к жизни», «Однодневная стоянка»). А тех, у кого разум помутился от жадности, ожидает страшная смерть («Человек со шрамом», «Тысяча дюжин»). Люди, живущие за Полярным Кругом, противостоят абсолюту и аб­ стракциям Белого Безмолвия своеобразной пассионарностью. Если читать 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz