Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

ле и смелости». Он мечтатель, первооткрыватель новых путей, золото ему нужно не для личного обогащения, а для строительства прекрасного горо­ да. Жена его Унга подобна богине, «ее имя и слава облетели весь Север наравне с именем и славой ее мужа!» Жизнь этой пары - наивысшая точка отсчета человеческих отношений для всех старателей Клондайка. Однако, верный правде, писатель населяет пространство Юкона вполне реальными людьми. Они не похожи на богов, и в отличие от сказочного Гундерсона обладают земными профессиями. Лондон упоминает клерков, врачей, кас­ сиров, коммерсантов, университетских профессоров, магистра искусств, моряков, почтовых работников и, наконец, просто авантюристов. Сбежав­ шие от современной цивилизации, они бывают жадными и мелочными, аг­ рессивными и завистливыми, мстительными, корыстными, однако писа­ тель изображает, как жизнь на Севере постепенно очищает любой характер от суетности, укрупняет его, наделяет некими обобщенными родовыми особенностями. Это перерождение Лондон мотивирует в духе социал- дарвинизма - природным законом естественного отбора. Сила, мужество, удача, выносливость необходимы для бесконечного движения по Снежной Тропе. Агрессивность и воля - для завоевания женщины («Сын волка», «Дочь полярного сияния»). Однако Лондон весьма негативно оценивает абсолютное уподобление человека зверю. Оставшись на зимовье, два бывших джентльмена не поделили чашку сахара и в приступе животной ненависти убили друг друга («В далеком краю»). Важно отметить, что мужественный характер северного старателя трактуется писателем в духе национальной традиции как образ пионера и первопроходца, равного героям Купера и Твена. Сквозные персонажи - Бирюк Маккензи, Мэйлмют Кид, Аксель Гундерсон - неуловимо похожи тем, что «в них с первого взгляда можно узнать пионера, осваивателя зе­ мель», «на их лица наложили отпечаток двадцать пять лет непрерывной борьбы с грозными силами природы» («Сын волка»). Мощный характер, по Лондону, определяет судьбу каждого героя, поэтому истории, расска­ занные о них, отмечены незаурядностью и трагизмом. С другой стороны, в духе американской литературной традиции Лондон допускает фольклорное и комическое снижение образа пионера. Такие анекдоты о фронтире и его первопоселенцах в большом количестве встречаются в рассказах Марка Твена. У Лондона это история Томаса Сти­ венса о том, как он преследовал мамонта, загнал его вконец: «Бесстыжий был зверь, разбойная душа и богохульник!» («Осколок третичной эпохи»), В рассказе «Конец сказки» некий Рокки «ухватил медведя за огузок и вы­ тащил его наверх из пещеры». И медведь не маленький - гризли на полто­ раста килограммов. Каждый рассказ о Клондайке содержит уникальные истории разных героев. Все их можно свести к четырем основным темам: жизни, смерти, любви и золота. Темы жизни и смерти связаны между собой. Один из са

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz