Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
ле и смелости». Он мечтатель, первооткрыватель новых путей, золото ему нужно не для личного обогащения, а для строительства прекрасного горо да. Жена его Унга подобна богине, «ее имя и слава облетели весь Север наравне с именем и славой ее мужа!» Жизнь этой пары - наивысшая точка отсчета человеческих отношений для всех старателей Клондайка. Однако, верный правде, писатель населяет пространство Юкона вполне реальными людьми. Они не похожи на богов, и в отличие от сказочного Гундерсона обладают земными профессиями. Лондон упоминает клерков, врачей, кас сиров, коммерсантов, университетских профессоров, магистра искусств, моряков, почтовых работников и, наконец, просто авантюристов. Сбежав шие от современной цивилизации, они бывают жадными и мелочными, аг рессивными и завистливыми, мстительными, корыстными, однако писа тель изображает, как жизнь на Севере постепенно очищает любой характер от суетности, укрупняет его, наделяет некими обобщенными родовыми особенностями. Это перерождение Лондон мотивирует в духе социал- дарвинизма - природным законом естественного отбора. Сила, мужество, удача, выносливость необходимы для бесконечного движения по Снежной Тропе. Агрессивность и воля - для завоевания женщины («Сын волка», «Дочь полярного сияния»). Однако Лондон весьма негативно оценивает абсолютное уподобление человека зверю. Оставшись на зимовье, два бывших джентльмена не поделили чашку сахара и в приступе животной ненависти убили друг друга («В далеком краю»). Важно отметить, что мужественный характер северного старателя трактуется писателем в духе национальной традиции как образ пионера и первопроходца, равного героям Купера и Твена. Сквозные персонажи - Бирюк Маккензи, Мэйлмют Кид, Аксель Гундерсон - неуловимо похожи тем, что «в них с первого взгляда можно узнать пионера, осваивателя зе мель», «на их лица наложили отпечаток двадцать пять лет непрерывной борьбы с грозными силами природы» («Сын волка»). Мощный характер, по Лондону, определяет судьбу каждого героя, поэтому истории, расска занные о них, отмечены незаурядностью и трагизмом. С другой стороны, в духе американской литературной традиции Лондон допускает фольклорное и комическое снижение образа пионера. Такие анекдоты о фронтире и его первопоселенцах в большом количестве встречаются в рассказах Марка Твена. У Лондона это история Томаса Сти венса о том, как он преследовал мамонта, загнал его вконец: «Бесстыжий был зверь, разбойная душа и богохульник!» («Осколок третичной эпохи»), В рассказе «Конец сказки» некий Рокки «ухватил медведя за огузок и вы тащил его наверх из пещеры». И медведь не маленький - гризли на полто раста килограммов. Каждый рассказ о Клондайке содержит уникальные истории разных героев. Все их можно свести к четырем основным темам: жизни, смерти, любви и золота. Темы жизни и смерти связаны между собой. Один из са
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz